CRM - это же просто Excel и Trello. Зачем она нужна моему бизнесу?
В чем же проблема? Термин «CRM» в переводе с английского означает «управление отношениями с покупателями».
На одном из бизнес-завтраков я услышал цитату: «CRM — это же просто Excel и Trello. Зачем она нужна моему бизнесу?». Именно этот вопрос я и вынес в заголовок.
Можно ли управлять отношениями с клиентами при помощи таблички в Excel или канбан-доски в Trello? Можно, конечно.
Являются ли эти примеры CRM? С точки зрения понятия — да, с точки зрения логики — все-таки нет.
Так что делает CRM, в чем ее отличие от таблички в «Экселе» и канбан-доски в Trello, и зачем она нужна именно вашему бизнесу?
Отвечу поэтапно.
I. Что делает CRM-система?
Все мы понимаем, что делает, например, 1С: Бухгалтерия. Что Word.
Пусть и в общих чертах. А — что делает CRM-система?
1. CRM-система объединяет удобство многих инструментов для работы с клиентами в одну систему:
Таблицы от Excel, канбан-доски от Trello, создание документов от Word, вашу записную книжку, отчеты, которые каждый день предоставляет менеждер по продажам на стол руководителю и многое другое.
2. CRM-система упрощает рутинную работу
Рассмотрим на примере:
Без CRM: поступает входящий звонок от клиента на покупку, допустим, пластикового окна. Менеджер отвечает на звонок, попутно открывает таблицу в Excel (если не пишет ручкой на бумаге), где заполняет всю необходимую информацию о клиенте и что он хотел бы заказать. Далее менеджер всю информацию передает замерщику, замерщик связывается с клиентом, договаривается о встрече, приезжает на замер, передает всю информацию менеджеру, менеджер связывается с клиентом и согласовывает установку, передает данные установщикам, они согласовывают встречу с клиентом и приезжают ставить окно. Окно установлено, установщики отзваниваются менеджеру, тот закрывает сделку и ставит уведомление в гугл-календаре «позвонить клиенту № 32». Фух, вроде все. Удобная и понятная схема? В теории, да, рабочая. Но что если клиентов не 1 и не 5, а 50? А источников лидов больше, чем баннер на сайте с фразой: «Самые дешевые окна в городе»? Сколько по времени занимает первичная работа с клиентом? В лучшем случае 15 минут. А сколько эти 15 минут потом повторяются дальше? От менеджера к замерщику. Замерщик — клиенту. Замерщик — менеджеру. Менеджер — установщикам. Установщики — клиенту. Установщики — менеджеру. Менеджер — клиенту. Пока один передает информацию, второй связывается и в нужный момент записывает, третий вспоминает, о чем вообще идет речь — шанс забыть про клиента и его потерять в несколько раз возрастает. Забытый клиент — это потеря ваших денег. c CRM: все заявки попадают в разные воронки, сразу квалифицированные по источникам. 1) Менеджер отвечает на звонок из CRM-системы, по нажатию одной кнопки ставит на замерщика в журнале записей событие «поехать на замер к клиенту», задачу на замерщика с автоматическим уведомлением за час до предполагаемого времени замера «Замер. Подтвердить встречу с клиентом». 2) Сделка идет по воронке с чек-листами на каждом этапе, так что забыть или потерять какие-то моменты становится сильно сложнее. 3) Замерщик после встречи получает уведомление «Отправить данные менеджеру». 4) Менеджер получает итоги замера в сделке по этому клиенту (без долгих попыток вспомнить, о чем идет речь: «тут сделка на таком-то адресе, где Иван Петрович»), согласовывает встречу с клиентом и ставит задачу на установщиков (система аналогичная замерщику). 5) В конце цикла сделки менеджер ставит задачу в системе с напоминанием о звонке клиенту через несколько недель с причиной звонка. Вся информация о клиенте заполняется единожды и в нужное время всегда доступна нужному сотруднику. Во сколько раз увеличивается скорость работы? В десятки раз. Например, после автоматизации отдела продаж мы высвободили 4 часа времени каждый день у ассистента отдела продаж. 3. CRM-система снижает количество ошибок Автоматическое создание типовых документов на основе введенных ранее реквизитов и стоимости продуктов. Шанс того, что менеджер допустит ошибку в тексте договора или неправильно посчитает итоговую сумму минимален, так как исключен человеческий фактор при составлении документов. Правильно и вовремя заполненный документ — меньше возвратов от клиентов и, соответственно, недовольных обращений с требованием вернуть ваши деньги. 4. CRM-система делает мечту о телефоне с телевизором реальностью Одно время были прекрасные китайфоны: с сенсорным дисплеем, телевизором, возможностью поиграть в игры с денди! Правда, работали глючно, аккумулятор разряжался слишком быстро, а телевизор можно было посмотреть только в ясную погоду прямо под башней Останкино. При чем тут CRM? В CRM богатый функционал работает так, как должен: менеджер нажимает на кнопку, создается счет, в это время на складе резервируется товар, на физический склад приходит уведомление о сборе заказа, счет попадает для учета бухгалтеру, тот потом считает зарплату менеджеру и все это в одной системе. И все работает так, как оно должно. Руководитель видит, что его бизнес работает без ошибок и промедлений. Да, это есть не во всех CRM. Где-то есть только канбан-доски и красивые таблички с презентациями. Как говорит наш исполнительный директор: Допустим, у вас оборот в месяц 3 000 000 рублей отделом продаж. Имея CRM-систему, которая всего лишь будет обо всем напоминать менеджерам и руководителю, вы где-то не потеряете клиента, с которым, наконец, свяжутся вовремя, где-то быстрее пришлете договор и счет или вообще вместо 30 клиентов проработаете 40, потому что с CRM банально быстрее работается. Используя CRM вы гарантированно получите +1% к обороту. Чистая прибыль сразу после внедрения: минимум 310 000 рублей. Звучит выгодно, не так ли? 1% — это минимальный процент, на который вырастет оборот компании после внедрения CRM. Из нашего семилетнего опыта — это минимум 10-15% уже в первые пару месяцев, дальше только будет расти, вместе с опытом работы ваших сотрудников в системе. 3 600 000 рублей дополнительной прибыли в год только после оптимизации рутинных процессов и сокращения ошибок. Это не то, что Вы заработали, это то, что Вы недозарабатывали раньше. Да, такое бывает. Почему такое может быть? 1. CRM не настроена под ваши процессы. Такое бывает, когда компания, которая занимается внедрением CRM, делает все, не учитывая потребности вашего бизнеса и специфику отрасли, в которой Вы работаете. В результате клиент или пользуется как мышь с кактусом неудобными инструментами, или же ищет другую CRM, или вообще перестает рассматривать CRM, потому что это неудобно и замедляет работу. 2. Вы не обучались работе в CRM. Важный момент во внедрении CRM — это научиться пользоватся. Никто же после лошади сразу не сел за руль и не поехал, верно? Так и при знакомстве с CRM: очень важно уделить время на обучение или получить его согласно настроенному функционалу. В грамотно построенном внедрении всегда уделяется как минимум четверть от общего времени на обучение сотрудников, предоставление текстовых и видео-инструкций и встреч в формате «вопрос-ответ». Компания, внедряющая CRM, говорит, что «система простая, разберетесь сами легко даже без инструкций»? Ребята лукавят, а вы готовьтесь к недовольным лицам, протестам ваших сотрудников. В конце концов, возможности того же «Экселя» увеличиваются, когда знакомишься с функцией «ВПР». Мы не можем говорить за всех. Одно могу сказать точно — в S2 мы всегда говорим с бизнесом на понятном ему языке и понимаем все его боли и потребности. P.S. Могу заявить с уверенностью: как минимум один из ваших ключевых конкурентов уже грамотно внедрил CRM и тянет одеяло на себя, забирая ваши деньги.
Там это не работает, у этих нужного функционала нет. Зато все выглядит красиво.
II. Стало чуть понятнее. Но зачем CRM-система моему бизнесу?
III. Пробовал я пользоваться CRM. Неудобно. Вернулись к экселю.
IV. Так кого и что же выбрать?