Как предпринимателю планировать расчеты с поставщиками
Ситуация: предприниматель нашел хорошего подрядчика, заключил с ним контракт, согласовал график поставок и открыл шампанское. По расчетам получалось, что поставщик выгодный. Но вот пришла пора платить за товар — и денег не хватает, хотя фирма работает не в убыток. Как так?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Ответ прост: если деньги в компании есть, это не значит, что их хватит на покрытие обязательных расходов в любой момент. Придется планировать доходы и расходы.
Необходимость планирования
Ситуация, когда у бизнеса нет денег на обязательные платежи, называется кассовым разрывом. Это не значит, что компания — банкрот. Как правило, средства есть, но они еще в пути или заморожены в активах и дебиторской задолженности. Кассовый разрыв может произойти по нескольким причинам и одна из них — хаос в расчетах с поставщиками. Правильно планировать платежи таким образом, чтобы они не забирали все свободные деньги в конкретный момент.
Виды платежей
Условно платежи поставщикам можно разделить на срочные и отложенные.
Для срочных платежей устанавливается конкретная дата оплаты. Если ее задержать, придется платить штраф и пени. Срочная оплата зачастую связана с разовыми договорами.
Для отложенных платежей не установлена дата оплаты, но указан срок, в течение которого нужно рассчитаться за услуги или товара. Чаще всего отложенные платежи используют в договорах длительного характера с несколькими поставками.
Платежный календарь
При планировании расчетов с поставщиками нужно ориентироваться на то, какой договор с ними заключен. В отличие от срочных платежей, отложенные позволяют составлять несколько вариантов плана, корректировать даты платежей, переносить их на более поздние сроки. Для этого используется платежный календарь — оперативный финансовый план компании. График расходов составляют одновременно с графиком доходов: от второго зависят сроки, в которые можно производить расчеты с без риска «заработать» кассовый разрыв.
Важно! При составлении платежного календаря по поставщикам нужно ориентироваться и на иные обязательные платежи, например, выплату зарплаты или оплату налогов. Целесообразно разрабатывать несколько календарей, которые в совокупности будут отражать движение денежных средств в целом по компании.
Как составить
Платежный календарь составляют на конкретный период, например, на месяц с разбивкой по дням в несколько этапов.
Сначала составляют план продаж с датами и суммами предстоящих поступлений от контрагентов. Например, так.