редакции Выбор
Что такое дорожная карта проекта и как ее создать
Источник — блог SendPulse
Что такое дорожная карта проекта
Дорожная карта проекта, или roadmap — это визуализация стратегии развития компании, стадий разработки проекта и продвижения продукта. Другими словами, карта включает в себя ключевые элементы жизненного цикла и объединяет их в единое целое.
Элементы roadmap располагаются на временной шкале. Рассмотрим ключевые аспекты, которые добавляют в нее:
- Цели — долгосрочные планы проекта, компании или продукта.
- Задачи, которые нужно выполнить, чтобы прийти к цели.
- Результаты, отражающие достижение цели в показателях.
- Риски, которые могут помешать достичь результата.
- Запланированные сроки реализации — хронология выполнения задач.

Roadmap — это страница или слайд с изображением пути, который проходит компания или команда от точки А до точки Б. Дополнительно в карту можно включить:
- Постановку проблемы. Расписать проблему и то, как она влияет на проект, компанию или команду.
- Факты и идеи для развития проекта. Статистика, которая подтверждает успех проекта или варианты того, в каком направлении нужно двигаться.
- Описание действий, которые помогут команде эффективно работать. Это могут быть инструменты, система мотивации или организационные моменты.
- Список сотрудников или участников команды. Укажите, кто за какую задачу будет отвечать и нести ответственность.
- Описание шагов, которые выходят за рамки проекта, но при этом являются необходимыми для продолжения работы. Например, для урегулирования вопросов по застройке нужно получить в государственном учреждении градостроительный план.
Зачем нужна roadmap проекта
В ходе изучения проекта в дорожную карту собираются все данные, а информация структурируется так, чтобы с ней могли ознакомиться все заинтересованные стороны.
Например, вы обратились в компанию для разработки сайта. Чтобы не задавать вопросов и не отвлекать программистов и дизайнеров от работы, можно изучить карту: посмотреть, на какой стадии проект и есть ли какие-то проблемы.
Определение целей
Эффективная карта помогает команде и заинтересованным лицам понять основные цели проекта и за счет этого согласовать бюджет. Roadmap — это хороший помощник для руководителей проекта, которые принимают решения и не могут отслеживать каждое мелкое изменение в производственном процессе.
Карта также помогает бороться с неопределенностью, когда сотрудники не могут расставить приоритеты в задачах. На старте часто встречаются ситуации, когда внутри команды не до конца выстроено распределение ролей. Так есть вероятность, что каждый сотрудник взвалит на себя больший, чем реально требуется, объем работы — не понимая, что некоторые задачи можно делегировать. Подобная ситуация может привести к «катастрофе»: сотрудники не справляются со стрессом и не успевают закончить задачи к назначенному сроку.
Единое видение проекта
У всех участников есть единое понимание целей и задач проекта. Если в процессе возникают вопросы — дорожная карта помогает проанализировать промежуточные результаты и внести небольшие изменения. При этом о них сразу же узнают все заинтересованные стороны.
Например, если у вас в ходе выполнения задачи возникли проблемы со сроками из-за поставщика, можете изменить даты в roadmap, оповестив таким образом всех участников процесса о смещении графика.
Изолирование команды от лишних замечаний
Сторонние участники проекта — к примеру, инвесторы или заказчики — часто вмешиваются в ход работы. Это может вызывать дискомфорт у команды, которая занимается реализацией и не должна вести переговоры или заниматься решением чужих вопросов.
Например, дизайнер не должен слушать рекомендации клиента по выбору цветовой гаммы, которая уже была согласована.
Дорожная карта помогает заинтересованным лицам наблюдать, не вмешиваясь при этом в производственный процесс и регулируя вопросы только на верхних уровнях.
Преимущества и недостатки дорожной карты
Рассмотрим преимущества и недостатки roadmap.
Преимущества
Наличие карты помогает:
- Каждому члену команды следовать установленному плану с четким пониманием сроков, масштабов и целей проекта.
- Руководителям проектов сообщать всем о планах и изменениях, а также управлять ожиданиями заинтересованных лиц.
- Определять приоритетные на конкретный момент работы над проектом задачи и оперативно принимать решения, тем самым эффективнее распределяя нагрузку между всеми участниками.
Недостатки
Проблемы в использовании дорожных карт:
- Если вы не будете обновлять roadmap — с большой вероятностью пропустите появляющиеся проблемы или нарушите сроки.
- Руководители команды не должны подробно разбираться в деталях — иначе они могут столкнуться с системными проблемами в ходе решения краткосрочных задач и растянуть сроки выполнения.
- Если на старте проекта некоторые задачи были плохо оценены — во время реализации вам придется потратить незапланированные деньги.
Типы дорожных карт
Различают два типа roadmap:
- Каскадный тип, или Waterfall.Четкая последовательность этапов без возможности возврата к предыдущим стадиям.Пример каскадного типа
- Гибкий, или Agile. Гибкая модель управления проектами. Она предполагает разбивку процесса на циклы (спринты) для достижения краткосрочных целей.Вариант гибкого типа.
Виды дорожных карт
В этом разделе разберем виды дорожных карт, которые помогут вам понять цель проекта, корректно расписать задачи и добавить соответствующие метрики.
- Продуктовые. Это стратегия развития продукта или линейки товаров. Например, запуск нового продукта — линейка игровых ноутбуков. В карте будут указаны сроки запуска, доведение до менеджеров информации по отличиям и преимуществам товаров, рекламные акции.
- Технологические. Это план внедрения технологий в процесс производства или в компанию. Например, вы хотите поставить конвейер в производственном цехе, чтобы автоматизировать работу и минимизировать процент брака через исключение человеческого фактора — ранее этот процесс выполняли люди.
- Отраслевые. Схемы, которые описывают развитие отрасли и сегментов рынка. Например, вам нужно оценить влияние рынка. В карте можно указать анализ конкурентов и используемых технологий, провести исследования по экономическим показателям и определить сильные и слабые стороны отрасли и ее потенциал.
- Корпоративные. Карта показывает процесс развития компании и достижения долгосрочных целей. К примеру, компания хочет зайти на новый рынок. В карте можно указать показатели объема продаж, дохода и охвата — как тех, что актуальны сейчас, так и тех, которых организация хочет добиться. Также нужно прописать сроки и инструменты, помогающие бизнесу достичь результатов.
- Образовательные. Это план обучения, повышения квалификации или системы мотивации для сотрудников. Например, в карте можно прописать варианты обучения для сотрудников и указать преимущества каждого из способов.
- Проектные. Карта описывает этапы или временные рамки проекта. К примеру, руководитель хочет мониторить выполнение определенной задачи, но сторонние лица при этом не должны детально следить за процессом. Можно создать отдельную карту, в которой будут подробно описаны подзадачи и указаны исполнители.
Сервисы для создания дорожной карты
В этом разделе рассмотрим специализированные приложения, которые помогут вам настроить несколько roadmap и оперативно отслеживать изменения и ход выполнения всех задач. Также с их помощью вы сможете вести все дела по проекту в одном приложении, не переключаясь между несколькими сервисами.
Примечание. Карту можно создать в Excel, Google Таблицах, Jira или Trello, а также визуализировать план проекта с помощью инфографики. Это простые инструменты — шаблоны для данных сервисов вы можете найти в интернете. RoadMunk — сервис для создания визуализации проектов. Цена: Особенности: Плюсы: Минусы: Craft.io — инструмент для управления проектами. Цена: Особенности: Плюсы: Минусы: ClickUp — пространство для ведения рабочих задач: загрузка документов, отслеживание спринтов, анализ целей и многое другое. Цена: Особенности: Плюсы: Минусы: ProductPlan — сервис для создания дорожных карт. Цена: Особенности: Плюсы: Минусы: GanttPRO — инструмент для управления проектами. Цена: Особенности: Плюсы: Минусы: Hygger — рабочее пространство для управления проектами. Подходит для Agile команд. Цена: Особенности: Плюсы: Минусы: Taskworld — пространство для управления проектами любой сложности. Цена: Особенности: Плюсы: Минусы: Aha! — популярное приложение для создания дорожных карт. Цена: Особенности: Плюсы: Минусы: Project Manager — программное обеспечение для управления проектами. Цена: Особенности: Плюсы: Минусы: Теперь разберем этапы создания roadmap, которые помогут вам создать эффективную стратегию, организовать работу и предусмотреть риски. Итоговая версия карты напрямую зависит от того, для кого она изначально предназначена — клиентов, инвесторов или команды. От этого будет зависеть как сам вид roadmap, так и основные задачи, ресурсы и тому подобное. После того, как вы определите целевую аудиторию, пропишите ее ожидания и предпочтения. Все данные должны быть учтены в дорожной карте — они помогут достичь поставленных целей и избежать лишних вопросов и форс-мажоров. Эффективная roadmap убеждает всех участников в успехе проекта. Вам нужно сформулировать ключевые цели и задачи проекта. На этой стадии не нужно углубляться в детали — достаточно будет кратко описать последовательность действий, которые помогут реализовать проект. Исходя из того, на кого нацелена карта и для каких целей она служит, и нужно выбрать ее формат. Это может быть таймлайн, канбан-доска, список задач или гибридный вариант. Также на этом этапе вам необходимо решить, какой тип вы будете использовать — Waterfall или Agile. Это нужно для того, чтобы правильно рассчитать бюджет и временные рамки. Переходите к набору команды: кто будет участвовать в проекте, какой будет у них доступ к доске и за какую задачу они будут отвечать. Важно обговорить все детали и закрепить за каждым четкий список обязанностей. Для сторонних лиц нужно настроить соответствующие доступы и прописать варианты внесения изменений и последовательность действий в случае форс-мажора. Затем вам нужно обсудить идеи и расставить приоритеты: какие задачи будут выполнены первыми, а какие будут реализованы параллельно. Исходя из типа карты, вы сможете определить порядок задач и прописать стратегию. Например, можно разбить большую задачу на короткие спринты в одной roadmap или подготовить отдельные проектные карты для подрядчиков. Далее вы определяете ключевые метрики, которые помогут вам измерить прогресс и выполнение задач. Также для каждой задачи нужно расписать ресурсы, используемые в работе. Например, разработчику потребуется определенный набор программ, стоимость которых вы должны снести в бюджет. Для каждой задачи нужно указать временные рамки: к пример, спринт — до двух недель, более сложные задания — от четырех недель до года. На данном этапе важно правильно оценить план работ и не занижать количество времени, отводимое на решение задачи. Лучше всего заложить запас в несколько дополнительных дней или недель — и выполнить поручение раньше срока. А теперь нужно выбрать ПО и подключить к нему всех участников проекта. В сервисе, который вы будете использовать, должны быть не только карты и возможность управления процессами, но также и сбор данных и настройка оповещений. В бюджет будут входить не только инструменты и ресурсы, которые понадобятся для реализации проекта, но и стоимость услуг специалистов. Исходя из выбранного типа карты, можно рассчитать определенный уровень затрат или запланировать бюджет, который вы сможете корректировать в процессе. Например, в ходе реализации вы заметили, что выбранный ранее инструмент вам не пригодился и денежные средства не были потрачены. Их можно перераспределить на другие задачи. Дорожная карта помогает оптимизировать рабочий процесс, поэтому рассмотрим несколько полезных советов по ее эффективной настройке: Выше мы рассмотрели шаблоны карт с таймлайном, теперь разберем другие вариации визуализации roadmap. Здесь показана карта проекта. Задачи оформлены в канбан-доску: выполненные, основные, ближайшие и будущие задания. К карточкам добавлены теги, чтобы каждый участник команды мог понять цель задачи. В этой статье мы рассмотрели дорожную карту, узнали, где ее используют и как с ней правильно работать. Roadmap — это полезный инструмент, но он нужен не каждой компании. Если у вас небольшой по масштабам проект, — например, работа с соцсетями или исправление ошибок в приложении — создавать карту необязательно. В этом случае достаточно завести простую табличку или документ, где вы будете фиксировать выполненные задачи. А чтобы собрать информацию о клиентах — регистрируйтесь в нашем сервисе SendPulse, настраивайте чат-боты в мессенджерах Facebook Messenger, ВКонтакте, Instagram, WhatsApp и Telegram, содавайте одностраничные сайты в конструкторе лендингов и отправляйте email рассылки. А также добавляйте бесплатную CRM-систему и подключайте Viber, SMS и push уведомления.
RoadMunk
Craft.io
ClickUp
ProductPlan
GanttPRO
Hygger
Taskworld
Aha!
ProjectManager
Этапы создания дорожной карты
Целевая аудитория
Цели и задачи проекта
Формат дорожной карты
Участники команды и сторонние лица
Стратегия
Ключевые показатели и ресурсы
Временные рамки
Программное обеспечение
Бюджет
Советы по созданию эффективной дорожной карты
Хорошие примеры дорожной карты проекта
Заключение