Точки контакта: как рассказать о себе как можно большему числу потенциальных клиентов
Продвижение стартапа во многом отличается от раскрутки более-менее «классического» бизнеса. Хотя эта тема будет актуальна практически для всех предпринимателей, я специально приберег ее для «Спарка», так как именно владельцам стартапов, в первую очередь, стоит обратить внимание на схему работы, о которой пойдет речь.
Если для обычного оффлайн-бизнеса или интернет-магазина вполне может быть достаточно хорошей оптимизации сайта и постепенной его раскачки, то для стартапа такое в большинстве случаев работать не будет. И причин этому несколько.
Во-первых, если говорить о стартапах, преимущественно речь идет о новом продукте/услуге с отсутствием сформированного устойчивого спроса на рынке.
Ну а во-вторых, стартап не является стабильным бизнесом, и у его создателей просто нет столько времени, чтобы месяцами ждать на получение органического трафика. Не хватит ни денег, ни времени.
Контент как ключ ко всем дверям
Если кто-то не совсем еще понял, речь пойдет о контент-маркетинге. Если просто пытаться повсюду кричать о себе любимом, в лучшем случае вас проигнорируют. В худшем – возненавидят и отправят в вечный бан.
Люди любят не тех, кто что-либо продает, а тех, кто им помогает и приносит пользу. Поэтому, если вы предлагаете очередной маркетплейс для товаров ручной работы, не нужно пытаться впарить всем платный аккаунт с подпиской на год.
Акцентируйте внимание на том, какую удобную платформу вы сделали, сколько возможностей продавцы получают при ее использовании, покажите, как с ней работать. И не забудьте рассказать, как активно ваша команда работает над привлечением трафика на магазины продавцов, которые у вас размещаются.
Непременно нужно показать, как именно всем этим делом пользоваться и зачем это вообще нужно, если можно просто запостить фотку со своим прекрасным вязаным свитером на собственной страничке в соцсети.
Полезным будет такой контент? Безусловно. Принесет он пользу вашей целевой аудитории? Однозначно.
А дальше уже дело техники: вспоминаем, что контент это не только тексты, но и фото, видео, аудио и т.д. И активно приступаем к его созданию.
Анализируем конкурентов
Учиться лучше всего на чужих успехах, так как на свои ошибки может не хватить ни времени, ни денег. Да и не всем такие эксперименты будут по карману.
В любой нише всегда найдутся несколько лидеров, которые уже успели отхватить большую часть рынка и построить устойчивый бизнес. Вам необходимо найти такие сайты в своей тематике, их мы и будем анализировать.
Впрочем, этих самых конкурентов может еще и не быть. Или их успехи в плане посещаемости не особо лучше ваших. В таких случаях просто ищем околотематические информационные проекты, на которых обитает наша целевая аудитория.
В качестве примера возьмем тот же handmade, и несколько маркетплейсов, лидеров в России и Украине в этой нише:
- livemaster.ru
- zrk.in.ua
- crafta.ua
Теперь переходим на сайт сервиса Similarweb.com, и вбиваем в поле для анализа адрес первого домена. Жмем «Start» и через несколько секунд получаем отчет, в котором нам интересны, прежде всего, ряд следующих моментов.
Общий трафик (Total Visits). Чем он больше, тем лучше, и, у развитых проектов, скорее всего переходы идут сразу с нескольких каналов:
Источники трафика (Traffic Sources):
Смотрим распределение посещаемости по каналам. Кроме прямого и поискового трафика, обращаем внимание на такие источники как:
- Referrals — переходы с других сайтов;
- Social — переходы с социальных сетей;
- Mail — переходы с почтовой рассылки.
Движемся вниз и смотрим список основных сайтов, с которых осуществляются переходы:
А также, конкретно, какие социалки дают наибольшее число посетителей. Это полезно, чтобы понять, стоит ли развивать сообщества сразу в 3-4 сервисах, или лучше сконцентрироваться на чем-то одном:
Прямой трафик во многом актуален для проектов с развитым сообществом, когда люди переходят на сайт с закладок и прямо вводя его адрес в браузере. С поисковым тоже все понятно — это игра на долгой дистанции, и для многих стартапов нужную семантику просто не соберешь.
А вот три другие канала могут обеспечить контакт с целевой аудиторией в сравнительно короткие сроки. При условии, конечно, грамотной и системной работы.
Если кратко, стратегию можно описать в нескольких словах: размещаем публикации на тематичных ресурсах, активно развиваем сообщества в соцсетях, и занимаемся удержанием целевой аудитории за счет подписки на email-рассылку.
Для двух других проектов, кстати, распределение трафика по каналам будет очень похожим. Скриншот по Zrk.in.ua:
И по Crafta.ua:
Для сравнения, приведем еще отчет по глобальному лидеру этого рынка в мире – Etsy.com:
В общем, алгоритм анализа вам понятен. Его без проблем можно применять по отношению к любым сайтам, в любой нише.
Как видите, у крупных проектов есть кое-что общее — посетители переходят на них с разных источников. Отсутствует зависимость от одного только поиска.
Ищем точки контакта и заявляем о себе
На основе проведенного анализа, у нас уже вырисовывается основной список площадок, при помощи которых можно достучаться до нашей целевой аудитории. Это такие каналы как:
- крупные тематические сайты;
- социальные сети;
- видеохостинг YouTube;
- email-рассылка.
Немного поразмыслив и попробовав поставить себя на место потенциального клиента, который ищет интересную ему информацию, можно дополнить наш список такими пунктами как:
- общетематические СМИ;
- форумы и сообщества;
- Q&A сайты (вопросы и ответы);
- комментарии (крауд-маркетинг).
Итого, у нас получается восемь каналов, при помощи которых можно рассказать о себе своим потенциальным клиентам. Теперь давайте разберем нюансы поиска конкретных площадок.
В социальной сети ВКонтакте это можно сделать через встроенный поиск. Достаточно ввести запрос, связанный с вашей тематикой, и переключиться на тип результатов «Сообщества»:
Можно уточнить параметры поиска, указав страну или город, тип сообщества (группа, паблик), и сортировать результаты, например, по количеству участников.
Также, интересные варианты размещения можно найти через инструмент «Реклама в сообществах», где для некоторых тематик выбор более чем достаточный:
В Facebook, к сожалению, адекватный поиск сообществ отсутствует, и лучше пользоваться сторонними рейтингами, типа t30p.ru:
А также, проанализировать популярные и посещаемые в вашей тематике сайты на предмет наличия у них странички в этой социальной сети. Затем уже можно договариваться и за репост.
Еще один вариант — работа с «агентами влияния». То есть, договоренности с владельцами прокачанных персональных аккаунтов в социальных сетях, относительно репоста вашего материала на их странице, или рекомендации в каком-либо другом виде.
Это может хорошо сработать, в первую очередь, при посеве в таких социальных сетях как Twitter и Instagram. Репост вашей публикации со стороны владельца аккаунта с тысячами подписчиков, может обеспечить просто отличные результаты.
С YouTube, если не учитывать официальные рекламные инструменты, можно работать двумя способами: договариваться за упоминание вас в самом рекламном ролике, или размещать ссылку на релевантную публикацию на вашем сайте, в его описании.
Первый вариант подходит больше для брендов и рекламы товаров, а вот второй больше применим именно к посеву контента. Для этого ищем популярное видео по теме нашей статьи, например, по запросу «маленький квадрокоптер»:
И договариваемся с автором за размещение в описании к ролику (поближе к верху) ссылки на статью «Топ 5 самых маленьких квадрокоптеров в мире» с ремаркой типа «еще больше интересных моделей миниатюрных квадрокоптеров вы можете увидеть здесь».
Данный пример больше подходит для интернет-магазинов, но придумать что-то аналогичное для сайта с услугами или стартапа тоже можно без проблем.
Чтобы посмотреть динамику роста количества просмотра видео, под самим роликом жмем «Ещё» и выбираем пункт «Статистика». У большинства она открыта:
С email-рассылкой все понятно — если вы ее ведете, все хорошо, а если нет, то самое время этим заняться.
Сайты вопросов и ответов ищем через поиск, по соответствующему запросу, а затем регистрируемся, чуть прокачиваем аккаунт и пробуем максимально естественно вставить ссылку на свою статью в тематическом топике:
Форумы и прочие сообщества можно искать как при помощи простых запросов:
Так и поиск по ключевым фразам, с применением специальных поисковых операторов:
Если говорить о комментариях, то это чистой воды крауд-маркетинг, и действовать нужно предельно аккуратно. Помните, что ваша задача получить не ссылку, а помочь другому человеку, заинтересованному в вашем продукте/услуге, и стимулировать его перейти на ваш сайт.
А все, что хотя бы отдаленно напоминает спам, владельцами сайтов, обычно, удаляется без зазрения совести.
Главное, не забывать фильтровать площадки по посещаемости, чтобы не тратить время на «мертвые» ресурсы. Так как не на всех есть счетчики посещаемости Liveinternet, данные можно получать и при помощи SimilarWeb.com. Как это сделать, я уже расписывал в статье.
«С миру по нитке», или почему это работает
Главная возможность, которую распространение контента дает вашему проекту – возможность установить множественные точки контакта со своей целевой аудиторией. Если контент достаточно интересный, трафик можно получать много и долго.
Стоимость перехода при этом будет относительно низкой, по сравнению с платными каналами рекламы, или вовсе бесплатной.
Еще один важный момент — все эти «ручейки» трафика на сайт со временем будут обеспечивать все больше и больше посетителей. Даже если с одной площадки в месяц переходит 20-30 посетителей, когда вы будете присутствовать на десятках таких ресурсов, цифра будет уже очень ощутимой.
И что самое интересно, таким образом вы сможете привлечь внимание той целевой аудитории, достучаться до которой никакими другими методами — SEO, контекстная реклама и другие подобные — было бы попросту невозможно.
Пусть это может занять много времени, но результаты того стоят. Тем более что конкурентов на этом пути вы сейчас вряд ли встретите.