Главный навык в технологическом образовании: чему мы на самом деле учим детей в CODDY
Момент прозрения

Это понимание пришло ко мне после одного случая в 2019 году. Мы проводили хакатон для подростков, где команды разрабатывали технологические решения для социальных проблем. Победил проект 14-летнего Димы — приложение для помощи пожилым людям в освоении смартфонов.
Технически проект был не самым сложным. Но Дима сделал то, чего не сделали остальные участники: прежде чем писать код, он две недели общался с бабушками и дедушками в своем дворе, чтобы по-настоящему понять их проблемы.
Человеческая цена инноваций
За годы работы в EdTech я видела сотни блестящих технических решений, которые не нашли своего применения. Почему? Потому что их создатели забыли о главном — о людях, для которых они создают свой продукт.
Реальный пример: в 2021 году наши ученики разработали систему автоматизации школьного расписания. Технически она была безупречна, но учителя отказались её использовать. Оказалось, система не учитывала множество человеческих факторов: от личных договоренностей между преподавателями до особенностей работы с разными классами.

Новый подход к обучению
Этот опыт изменил наш подход к образованию в CODDY. Теперь каждый курс включает три компонента:
- Технические навыки (40% времени)
- Программирование
- Алгоритмы
- Инженерное мышление
- Исследование проблемы (30% времени)
- Интервью с потенциальными пользователями
- Анализ существующих решений
- Изучение социального контекста
- Оценка влияния (30% времени)
- Как решение повлияет на разные группы людей
- Какие могут быть непредвиденные последствия
- Как минимизировать негативные эффекты

Результаты нового подхода
За два года применения этой методологии мы увидели впечатляющие результаты:
- 72% проектов наших учеников находят реальное применение (против 23% ранее)
- Уровень удовлетворенности родителей вырос на 45%
- 84% выпускников продолжают заниматься технологическими проектами в университете
Практические инструменты
Вот несколько приемов, которые мы используем, чтобы развить у детей это критически важное понимание:
- Начинаем с вопроса «кому и как это поможет?» До написания первой строчки кода ученики должны четко ответить на этот вопрос.
- Проводим «дни пользователя» Регулярно приглашаем людей, для которых создаются решения, чтобы дети могли напрямую узнать об их потребностях.
- Анализируем неудачи Каждый месяц проводим разбор проектов, которые не достигли цели, фокусируясь на человеческом факторе.
Примеры успеха
История Лизы, 13 лет, иллюстрирует эффективность такого подхода. Она создала приложение для детей с аутизмом, помогающее им лучше понимать эмоции других людей. Перед разработкой Лиза три месяца волонтерила в центре поддержки детей с особенностями развития.
Её приложением сейчас пользуются в пяти реабилитационных центрах России.

Вызов для родителей и педагогов
Как мы можем помочь детям развить это критическое понимание связи между технологиями и их человеческим воздействием? Вот три простых шага:
- Обсуждайте не только «как это работает», но и «зачем это нужно»
- Поощряйте общение с потенциальными пользователями
- Празднуйте не только технические достижения, но и глубокое понимание проблемы
Взгляд в будущее
Сегодняшние дети будут решать сложнейшие проблемы человечества: от климатического кризиса до социального неравенства. И я убеждена: их успех будет зависеть не столько от технических навыков, сколько от способности понимать человеческое измерение технологий.
P.S. А какой самый важный нетехнический навык вы стараетесь привить своим детям?