Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
190 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

VR-образование: как виртуальная реальность превратила обучение из скучного процесса в захватывающее приключение

Представьте: вместо заучивания скучных параграфов о Древнем Египте ребенок гуляет по величественным пирамидам, взаимодействует с окружением и даже помогает фараону решать государственные вопросы. Это не научная фантастика — это образовательная виртуальная реальность 2025 года.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Революция, которую мы почти пропустили

За последние 18 месяцев VR-технологии совершили квантовый скачок, превратившись из экзотической игрушки в основной образовательный инструмент для миллионов школьников по всему миру.

«Когда я начинал интересоваться VR в образовании в 2021 году, это казалось далеким будущим. Сегодня технологии расширенной реальности становятся неотъемлемой частью инновационного образовательного процесса», — рассказывает Павел Меркулов, методист цифровых технологий.


Согласно исследованию HolonIQ, в первом квартале 2025 года глобальные инвестиции в VR-образование достигли рекордных $4,7 миллиардов — это больше, чем за весь 2023 год. Рынок прогнозирует ежегодный рост в 47% до конца десятилетия.

Почему именно сейчас VR произвел революцию в образовании?

Совпало сразу несколько факторов, создавших идеальный шторм:

  1. Технологический прорыв
    — Выход Meta Quest 3 Lite по цене $199.
    — Революционная Apple Vision Pro с технологией Eye Tracking.
    — Появление легких, беспроводных Pico 5 Education специально для школ.
  2. Решение проблемы контента
    — Платформы вроде ClassVR с тысячами готовых образовательных сценариев.
    — Educators VR Marketplace — где учителя делятся созданными материалами.
    — Unity Learn сделал создание VR-контента доступным даже для детей.
  3. Научные доказательства эффективности
    — Исследование Стэнфордского университета показало, что обучение в VR улучшает запоминание материала на 76% по сравнению с традиционными методами.
    — PwC подтвердила, что VR-обучение на 275% эффективнее в развитии уверенности в применении навыков.


Как VR решает классические проблемы образования

Проблема #1: низкая вовлеченность учеников

Средний школьник отвлекается каждые 8 минут при традиционном обучении. В VR-среде это время увеличивается до 35-40 минут непрерывного внимания.

«Мы в CODDY видим похожий эффект вовлеченности, когда дети работают над интерактивными проектами и играми. Погружение в процесс создания цифрового продукта удерживает внимание детей намного дольше, чем классические форматы обучения. VR-технологии работают по схожему принципу, но с еще большей степенью иммерсивности», — делится Анна, методист CODDY.


Проблема #2: абстрактность материала

Как объяснить ребенку, что такое фотосинтез? Можно показать картинку в учебнике. А можно в VR превратить его в молекулу воды и провести через весь процесс изнутри.

Платформа Labster позволяет проводить виртуальные эксперименты, недоступные в обычных школьных лабораториях — от манипуляций с ДНК до управления ядерным реактором.

Проблема #3: разный темп обучения

VR-системы с искусственным интеллектом, такие как Engage и VirtualSpeech, автоматически адаптируют сложность материала под уровень ученика, создавая по-настоящему персонализированный опыт.

Практические примеры трансформации обучения через VR

История: от скучных параграфов к путешествиям во времени

TimeLooper и Wonda VR позволяют посетить исторические события: от строительства Великой китайской стены до высадки на Луну. Вместо заучивания дат школьники становятся свидетелями и участниками исторических событий.

Физика: от формул к космическим приключениям

Благодаря Universe Sandbox ученики могут экспериментировать с гравитацией, изменяя массу небесных тел и наблюдая последствия. А PhysicsVR позволяет буквально «пощупать» электромагнитные поля и квантовые явления.

Биология: от карточек к путешествию внутрь клетки

InCell VR превращает изучение клеточной биологии в захватывающее приключение, где школьники уменьшаются до размеров молекулы и исследуют внутреннюю структуру живых клеток.

«После урока с использованием интерактивных технологий моя дочь за ужином 40 минут рассказывала о программировании. Раньше я не мог вытянуть из нее даже пару слов о том, что было в школе», — делится впечатлениями Сергей, отец ученицы курса «Программирование игр» в CODDY.

Социальные навыки: новое измерение для развития soft skills

VR не только облегчает изучение предметов, но и создает безопасную среду для развития социальных навыков:

  • Virtual Speech помогает преодолеть страх публичных выступлений.
  • Floreo специализируется на развитии коммуникативных навыков у детей с аутизмом.
  • CoSpaces Edu позволяет ученикам совместно создавать виртуальные миры, развивая командную работу.

Российские реалии: VR-образование становится доступным

За последний год цены на VR-оборудование снизились, а российские разработчики предложили отечественные аналоги ключевых образовательных платформ:

  • Modum Lab создали VR-курсы по физике и химии на русском языке
  • VR Concept разработали образовательные модули для инженерных специальностей
  • NativeVR выпустили серию исторических реконструкций для школьных уроков

При этом средняя стоимость комплекта VR-оборудования для образования снизилась до 15 000 рублей, что сделало технологию доступной для большего числа семей.

Игровое программирование в CODDY: мост к технологиям будущего

Хотя виртуальная реальность еще только прокладывает путь в массовое образование, школа программирования CODDY уже сегодня готовит детей к технологиям будущего через курсы игрового программирования:

  1. Создание игр на Scratch: первые шаги в разработке интерактивных проектов.
  2. Разработка игр на Unity: изучение 3D-пространства и физических моделей.
  3. Game Design в Roblox: создание многопользовательских виртуальных миров.
  4. Minecraft Education: программирование и моделирование в знакомой детям среде.

«Многие принципы, которые дети осваивают при создании игр в Unity или Roblox, напрямую применимы к разработке VR-приложений. Мы подготавливаем фундамент, на котором в будущем они смогут строить проекты с использованием виртуальной реальности», — объясняет Оксана Селендеева, основатель CODDY.

Именно через игровое программирование дети знакомятся с ключевыми концепциями, необходимыми для работы с VR:

  • трехмерное мышление и пространственная ориентация;
  • понимание принципов пользовательского взаимодействия;
  • навыки создания иммерсивного опыта;
  • основы физических симуляций.

Будущее уже здесь: что дальше?

Специалисты EdTech-индустрии предсказывают несколько важных трендов развития VR-образования в ближайшие 2-3 года:

  1. Гаптические костюмы — для полного погружения и тактильной обратной связи.
  2. ИИ-преподаватели — виртуальные наставники, адаптирующиеся под стиль обучения каждого ребенка.
  3. Интеграция VR с нейроинтерфейсами — для отслеживания уровня концентрации и понимания.
  4. Метавселенные для образования — постоянные виртуальные миры для непрерывного обучения.


Как начать путь в мир технологий будущего уже сегодня

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был готов к образовательным трендам будущего, вот что можно сделать уже сейчас:

  1. Начать с основ программирования и создания игр
    — Курсы CODDY по разработке игр на Scratch (от 7 лет)
    — Курсы по программированию в Unity (от 11 лет)
    — Создание миров в Roblox и Minecraft (от 9 лет)
  2. Попробовать доступные образовательные приложения с элементами VR
    — National Geographic Explore VR
    — Google Expeditions
    — 3D Organon VR Anatomy
  3. Записаться на пробный урок
    — Бесплатное занятие знакомит с основами игрового программирования.
    — Опытные преподаватели помогут подобрать подходящий курс.
    — Возможность попробовать создать свой первый интерактивный проект.

Заключение: образование без границ

Виртуальная реальность — лишь одна из технологий, которая меняет наше представление об образовании. Она стирает границы между обучением и развлечением, между теорией и практикой. Но даже без VR-гарнитуры мы можем дать детям необходимые навыки и знания, которые подготовят их к технологиям будущего.

«Суть современного образования не в конкретных инструментах, а в подходе. Важно научить детей мыслить системно, создавать интерактивные проекты и не бояться осваивать новые технологии. Именно эти навыки мы развиваем на наших курсах по программированию игр в CODDY, готовя детей к технологическим прорывам, которые еще только предстоят», — заключает Оксана Селендеева.
0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.