редакции
Российская логистика в турбулентности: выживание в ожидании дисбаланса
В чем же корень проблем и что ждет отрасль в ближайшем будущем? — расскажет Татьяна Патужная— основатель и генеральный директор международной логистической компании SIGMA.
Спад везде: от политики до экономики
Правда ли, что объемы автоперевозок снижаются? Не только правда, но это лишь часть общей картины. Причины этого спада системны и едины для всех видов транспорта.
Во-первых, это политические барьеры, которые кардинально изменили привычную географию поставок. Выстроенные десятилетиями цепочки рухнули, заставия искать новые, зачастую более длинные и дорогие маршруты.
Во-вторых, внутренние экономические факторы. Прогнозируемое «охлаждение» экономики переросло в «переохлаждение». Производственные предприятия, столкнувшись с критическим падением спроса и задушенные высокой ключевой ставкой, вынуждены переходить на четырехдневную рабочую неделю. Меньше производства — меньше грузов — меньше заказов у логистов. Все взаимосвязано.
Демпинг: лекарство хуже болезни?
Естественной реакцией рынка на падение спроса стало снижение тарифов на автоперевозки. Со стороны клиента это может выглядеть как благо, но для самих участников рынка это — вынужденная и опасная мера.
Логистические компании, борясь за выживание, снижают цены, чтобы привлечь хоть какой-то объем заказов. Однако главная опасность здесь — скатиться в тотальный демпинг. Важно, чтобы компании в этой ситуации оставались коллегами, а не превращались в непримиримых противников, уничтожающих друг друга. Нельзя работать ради работы. Любое коммерческое дело должно приносить прибыль — это фундаментальный закон бизнеса, который нельзя нарушать безнаказанно.
Железная дорога: системные проблемы поверх общих бед
Железнодорожный сектор, как и автомобильный, «страдает» от тех же глобальных факторов — политики и экономики. Однако у него есть и свои, внутренние «палки в колеса». Главная из них — несогласованная работа всех участников перевозочного процесса: перевозчика, экспедитора, собственника вагонов. Эта разобщенность создает дополнительные бюрократические и операционные барьеры, замедляя и удорожая перевозки даже в условиях общего спада.
Проблемы нет, есть сложные задачи
Каковы же наиболее острые проблемы российского логистического рынка и есть ли пути их решения? В нашей компании мы не используем слово «проблема». Бывают сложные задачи, которые необходимо решить. И мы находим решения всегда, используя свой профессионализм, опыт и знания, в том числе теоретические.
Именно такой подход и нужен отрасли сегодня: не паниковать, а искать нестандартные ходы, оптимизировать процессы и укреплять партнерские связи.
Взгляд в будущее: дисбаланс как новая возможность
Все в мире движется по спирали. Нынешний спад — не приговор. Опыт подсказывает, что в ближайшем будущем нас ждет очередной дисбаланс спроса и предложения, когда груза будет больше, чем транспорта, — подобная ситуация уже была год назад. Есть и обнадеживающие сигналы: по информации от FESCO, в августе контейнерный рынок России уже начал показывать первые признаки восстановления.
Это дает нам основание смотреть в завтрашний день с осторожным оптимизмом. Кризис — время возможностей для тех, кто сумел сохранить команду и профессионализм. А значит, завтра действительно будет лучше, чем вчера.
