редакции
Как работать с авторами. Практическое пособие

Меня зовут Игорь, я руковожу агентством контент-маркетинга «Простыми словами» и за свою профессиональную жизнь имел дело с сотнями авторов. Многие из них пришли из необычных профессий или были талантливыми, но эксцентричными людьми со сложными характерами. Среди них были:
- Пилот бомбардировщика;
- Математик-анархист, нередко попадающий в новости;
- Основатель достаточно известного маркетингового агентства, которое работает с «Яндексом», «Сбером» и S7. Когда мы снова с ним встретились, я вспомнил имя, но сначала не подумал, что этот же человек когда-то писал для меня.
- Человек с широчайшим кругозором в современной культуре, всегда ходил в коже и темных очках. Познакомил меня с книжкой «Культура времен Апокалипсиса» незадолго до того, как ее тираж по решению суда конфисковали и сожгли. В зрелом возрасте ребрендировался в небинарную персону.
- Человек с глубоким знанием военной истории. Приобрел известность в военно-патриотических кругах и сейчас знаком многим подписчикам военных каналов.
- Персонаж с огненным слогом и крайне неуживчивым характером. Мечтал увидеть себя в роли одного из отцов нации, получил известность и некоторое влияние, но не настолько большое, как ему хотелось. Жизнь кончил жизнь самоубийством.
Эта статья о том, как редакторам и заказчикам работать с любыми авторами, как ремесленниками, так и звездами.
Краткое содержание:
- Как искать авторов
- Как соблазнять авторов
- Как проверять авторов
- Как работать с авторами
- Каких авторов любят редакторы
- Какие авторы вырастают в редакторов
- Как работать с талантливыми авторами
- Что должно входить в работу авторов
- Как оценивать работу авторов
- Когда надо расставаться с авторами
Как искать авторов. Как соблазнять авторов. Как проверять авторов. Как работать с авторами. Каких авторов любят редакторы. Какие авторы вырастают в редакторов. Как работать с талантливыми авторами. Что должно входить в работу авторов. Как оценивать работу авторов. Когда надо расставаться с авторами
Как искать авторов
Говорят, писать каждый умеет. Но пишущая братия больше ничего не умеет.
Порог входа в профессию автора невысок. Людей на рынке много. Выбор вроде бы широкий, но сильные авторы всегда были и будут штучным товаром. Их поиск напоминает добычу золота: просеиваешь тонны руды в поисках редких самородков.
Автора можно найти несколькими способами:
- Объявления;
- Биржи фрилансеров;
- Творческие конкурсы;
- Самостоятельный проактивный поиск.
При поиске через биржи и доски объявлений я смотрю на уровень работ в портфолио и самопрезентацию кандидата. Если человек даже о себе не может написать кратко и по делу, то и в работе от него толку будет мало.
Самых лучших авторов я чаще всего находил сам. Найти автора можно где угодно:
- Ваши фанаты и комментаторы;
- Сотрудники других изданий, блогов, каналов;
- Гости радиостанций;
- Люди, которые чем-то себя проявили;
- Иногда даже случайные знакомые.
Если вашему проекту не нужны высокоуровневые авторы, то такие сложности ни к чему. Авторы низкого и среднего уровня сами придут по объявлениям или с биржи. А вот самородков надо уметь искать и убеждать.
Как соблазнять авторов
Авторы с объявлений и бирж сами приходят за работой и деньгами и готовы подстраиваться под условия проекта.
Авторы высокого уровня порой требуют специального подхода. Для них важны не только деньги. Они могут быть разборчивы и тщеславны, хотят самовыражения и внимания аудитории. Что же касается гостевых авторов, то высокооплачиваемому CEO или CTO до лампочки гонорар за колонку, им нужен бизнес-результат или, опять же, внимание публики.
Соблазнение автора высокого уровня начинается с выполнения домашней работы: надо собрать о нем информацию, узнать болевые точки. У меня чаще работал прямой подход, но иногда процесс приходилось растягивать: знакомство, общение и спустя время предложение написать текст.
Очень помогают наличие общих знакомых (теплое интро) и репутация. Мне десятки раз помогал опыт работы в крупном журнале. Пишешь человеку, а в ответ сразу: «О, а я тебя читал»: Сильных авторов и гостевых колумнистов предварительно проверять незачем. Авторов с объявлений я отбираю по работам в портфолио и рассказу о себе. На следующем этапе назначаю видеозвонок. На звонке задаю вопросы в предметной области. Если надо писать о финансах, спрашиваю о финансах, если о технологиях — о технологиях. Информации из резюме не всегда можно доверять, а публикации в портфолио могут быть продуктом чужого или коллективного творчества. На видеозвонке уровень знания предмета становится ясным за 10-15 минут. Встречаются ловкачи, которые под разными предлогами не хотят включать камеру, а сами за кадром стучат на клавиатуре в поисках ответов. При успешном прохождении собеседования даю автору испытательно-боевое задание. Если справляется, его работа публикуется и оплачивается. Если нет, то прощаемся до следующей попытки. В моей практике встречались люди, у которых с первого захода не получалось, но со временем они профессионально вырастали. В редактуре встречаются два подхода: Право на жизнь имеют оба подхода. Жесткий подход любят, например, в ТЖ и похожих на него изданиях. Я чаще использую гибкий подход. Новички и середняки примирятся с жесткими требованиями. Работа по редстандартам даже пойдет им на пользу. Высокоуровневые авторы на излишне жесткий подход часто реагируют раздражением или тихим саботажем. Стоит ли в сотый раз писать про неправильные кавычки или грозить увольнением человеку, которого трудно заменить? Базовые правила работы с авторами такие же, как с любыми сотрудниками: Терпеливый, доброжелательный подход работает эффективнее, хотя, признаюсь, мне не всегда удается сохранять терпение. Вот здесь автор молчал больше обычного, и я решил обернуть вопрос в шутку: Удивительно много людей используют рабочие отношения для самоутверждения. В лучшем случае считают нормальным перебивать на каждом предложении, в худшем — строят отношения по принципу «барин и холопы». Здесь на VC регулярно встречаются колонки, где люди рассказывают, что специально перебивают собеседников якобы для проверки стрессоустойчивости. Так скорее отсеешь людей с высокой квалификацией и самоуважением. Спокойное, корректное общение экономит нервы и в конечном счете просто выгоднее. Однажды я заказал проект сильному специалисту. Результат работы разошелся с ожиданиями, и проект пришлось передать другому подрядчику. С первым специалистом вопрос решили мирно, и впоследствии он написал отзыв. Наиболее аккуратного подхода требуют высокоуровневые авторы. Деньги для них иногда второстепенны (могут полгода не вспоминать про гонорар), а тщеславие до небес. Письменная переписка лишена невербальных сигналов. Из-за этого не всегда точно понимаешь настрой человека. Думаешь, что все в порядке, а на деле твой собеседник копит злость и в какой-то момент взрывается как вулкан. Полезно созваниваться, особенно при подозрении на закипание человека. Звонок не только экономит время на обратную связь, но и помогает снять напряжение. Идеальный автор сочетает в себе следующие качества: Многие авторы со временем становятся редакторами. Для редактора критичны надежность, качество работы, конструктивность, знание предмета и организационные качества. Талант желателен, но не обязателен. Всегда здорово, если человек с энтузиазмом относится к работе. Я начинал карьеру в качестве автора журнала. Через несколько месяцев мне предложили ведение рубрики. Темы для рубрики надо было согласовывать заранее. Однажды требовалось согласование, а мой редактор не выходил на связь. Пришлось поднять на уши главреда, чтобы тот дернул редактора. Это запомнили, и спустя месяц или два мне предложили в позицию редактора в Москве. Американский драматург Эдвард Олби однажды сказал, что писательство — это контролируемая шизофрения. К чему бы это? Зачастую талантливые авторы пламенно пишут, но ненадежны и неуживчивы. Дело не только в том, что талант раздувает самомнение, но и в природных особенностях. Это как в ролевых играх, когда при создании персонажа слишком много очков уходит на один атрибут, а на другие ничего не остается. Встречали эту дамочку? Это Жанетт Воерман, персонаж Vampire: The Masquerade — Bloodlines. В интернете 2000-х баннеры с ней встречались на каждом углу. С нее срисовали современный образ Харли Квинн. Жанетт из клана малкавиан. Малкавиане — оракулы и проницательные переговорщики, но с нестабильной психикой. Их состояние колеблется от легкой шизофрении до полного помешательства. Многие одаренные авторы напоминают малкавиан. В лучшем случае такие персонажи исчезнуть на несколько месяцев, а потом появиться с текстом, который давно уже не нужен. В самых крайних (и, к счастью, редких) случаях может доходить до смены гендера и самоубийства. Пару таких случаев я упоминал в начале статьи. С талантливыми авторов порой приходится идти на компромиссы. Правила они соблюдают плохо, а замену можно найти не всегда. Никакое количество авторов-ремесленников не заменит одного самородка. Одна из причин, почему американское кино стало невозможно смотреть, заключается в том, что сценаристы перестали участвовать непосредственно в съемках, а оплата их работы все время сокращается. При этом доходы студий растут. В таких условиях таланты в индустрии не задерживаются, и никакое количество дешевых фрилансеров проблему не решит. В крупных проектах над материалом могут работать несколько узких специалистов: автор, редактор, корректор, бильд-редактор, выпускающий редактор и т.д. В таких проектах от автора попросят только текст. В большинстве проектов автор отвечает и за текст, и за графику. Если требуется сложная графика, от автора нужны как минимум идеи по визуальному оформлению. Это логично, ведь автор в процессе работы глубоко погружается в тему. За фактику отвечают и автор, и редактор. Конечная ответственность лежит на редакторе. В западных СМИ часто бывают отдельные факт-чекеры, но в наших реалиях это относительная редкость. Нормально попросить автора отвечать на комментарии читателей к тексту. Стоит ли это делать, зависит от личных особенностей автора и характера проекта. Если у автора сложный характер, то лучше не приглашать его в комментарии. А если через тексты вы привлекаете клиентов, то в комментариях пусть лучше пасутся биздевы и менеджеры по продажам. Тексты можно оценивать несколькими способами: У каждого подхода свои плюсы и минусы. Оплата по количеству символов не учитывает фактические трудозатраты и побуждает автора раздувать объем. Фикс за статью удобен, когда тексты примерно одного объема и мало отличаются по трудозатратам. Произвольная цена по договоренности выглядит как самый справедливый и индивидуальный подход, но это неудобно с точки зрения ведения бюджета. Мы в контент-агентстве считаем самыми оптимальными подходами оплату по часами (когда трудозатраты сильно варьируются), фикс за статью (когда задачи стандартизированные) и премии за успех. Но с премиями за успех надо быть осторожным. Успех надо измерять интегрально, по нескольким параметрам. Если учитывать только просмотры, у автора появится мотивация купить трафик на бирже. Можно назвать несколько безусловных причин для прекращения сотрудничества с любым, даже самым способным автором: А что вы добавили бы из своей практики? Поделитесь опытом, если вы тоже редактор.

Как проверить автора
Как работать с авторами



Удивительно много людей используют рабочие отношения для самоутверждения

Каких авторов любят редакторы
Какие авторы вырастают в редакторов

Как работать с талантливыми авторами

Что должно входить в работу автора
Как оценивать работу автора

Когда надо расставаться с авторами
***