Главное Авторские колонки Вакансии Образование
265 3 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как российскому стартапу выйти в финал международного конкурса по безопасности

SiteSecure стал единственным проектом из России, который прошел в финал международного акселератора в сфере кибербезопасности Security Startup Challenge. В этом материале - о том, как нам это удалось, и что дала компании акселерация.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Весной этого года мы прошли серьезный отбор в международный акселератор-соревнование в сфере кибербезопасности Security Startup Challenge, организованный “Лабораторией Касперского” совместно с фондами Mangrove Capital Partners (инвестировавшим в Skype и конструктор сайтов Wix) и ABRT Venture Fund.

SiteSecure стал одним из 40 проектов по информационной безопасности, которые должны были в течение трех месяцев измениться до неузнаваемости и показать, что они жизнеспособны. До финала дошли только 11 проектов, в число которых вошел SiteSecure: мы стали единственным проектом-финалистом акселератора по кибербезопасности из России. В этом материале я расскажу, как нам это удалось.

Security Startup Challenge - что представляет собой программа

“Лаборатория Касперского” совместно с фондами Mangrove Capital Partners (инвестировавших в Skype и конструктор сайтов Wix) и российский ABRT Venture Fund весной этого года запустила первый акселератор-соревнование Security Startup Challenge. Целью мероприятия является отбор лучших стартапов в области безопасности, которые поделят призовые $80 тысяч. Победитель получает $50 тысяч, занявшие второе и третье места проекты $20 тысяч и $10 тысяч соответственно.

К тому же интересным проектам “Лаборатория Касперского” могла предложить сотрудничество, что весьма и весьма интересно.

На участие было подано, насколько мне известно, более 200 заявок со всего мира, из которых 40 прошли первичный отсев и приняли участие в программе акселератора.

Акселератор SSC не зря имеет слово “соревнование” через дефис, отбор проектов на этом не остановился – прошедшим отбор проектам нужно было постоянно тестировать гипотезы и на основе результатов тестирования подстраиваться под рынок и полученные инсайты. За это проекты получали от экспертов и своих менторов баллы.

Пара слов о тестировании гипотез в рамках SSC: мы описывали гипотезу, указывали текущий показатель (гипотеза всегда должна быть измерима) и ожидаемый, плюс срок проверки гипотезы. На тот момент у нас уже был опыт тестирования гипотез в Акселераторе ФРИИ, там это делается с помощью HADI-циклов (HADI - Hypotesis - гипотеза, Action - действие, Data - данные, Insight - выводы). Говоря простым языком, для проверки гипотезы необходимо ее сформулировать, совершить определенные действия, получить данные и сделать выводы. В Акселераторе ФРИИ срок тестирования гипотезы изначально задается как неделя , но далеко не всегда этот требуемый срок соблюдается проектами. Этот опыт помог нам быстро проверять гипотезы в рамках SSC.

Акселерация SSC не требует присутствия основателей проекта на какой-то физической площадке (как это было в Акселераторе ФРИИ), длится три месяца и состоит из ежемесячных буткэмпов (очных встреч с проектами) и еженедельных скайп-коллов.

Буткэмпов было два, они проходили в Люксембурге в конце мая и начале июля, и включали в себя тренинги и экспертные сессии. Их целью являлось предоставление отобранным проектам экспертизы (выступали эксперты по разным частям бизнеса - продажи, маркетинг, разработка и тд) и проведение очных слушаний стартапов, где они рассказывали о достигнутых результатах, проверенных гипотезах и полученных инсайтах.

Между буткэмпами мы работали в своем офисе в России, откуда каждую неделю общались с экспертами и своим ментором по скайпу. На нем было необходимо рассказать, что мы сделали за прошедшую неделю, какие результаты получили от проверки гипотез, и что мы со всем этим собираемся делать на следующей неделе.

Суть таких еженедельных скайп-коллов в том, чтобы отслеживать скорость развития, разобраться, в нужную ли сторону компания двигается, и давать основателям рекомендации по дальнейшим действиям.

Это похоже на трекшен-митинги, которые проводит ФРИИ для своих проектов, но с той лишь разницей, что в Акселераторе SSC не нужно очное присутствие, а проектам уделяется больше времени и внимания (час в неделю на конференц-колл со всеми экспертами и неограниченное время с персональным ментором), так как их со временем становится все меньше. Для сравнения: в Акселераторе ФРИИ трекшн-митинги проводятся несколькими экспертами очно по субботам, при этом на встрече присутствуют и другие проекты, что позволяет получить обратную связь и от них. С индивидуальным трекером же команда встречается лично в течение недели.

По итогам трекшен-митингов эксперты и менторы SSC выставляли нам и другим проектам оценки по десятибалльной шкале. По суммам средних оценок экспертов и менторов на очных буткемпах в Люксембурге определялись проекты, которые могут пройти в следующий «тур». После майского буткемпа акселератор покинули 20 проектов, а после июльского еще 9 проектов. В итоге до финала дошло только 11 проектов, в том числе мы - SiteSecure.ru.

Наше состояние в начале программы, и что мы сделали за время акселерации

Я не могу быть уверенным на 100%, почему наш проект прошел отбор: SSC не раскрывают свои критерии полностью. Но я могу предположить. Во-первых, дело в самой специфике нашего проекта: он подходит для SSC по профилю.

SiteSecure - это облачный сервис по защите сайтов от потерь и простоев, вызванных интернет-угрозами. В первую очередь, наш сервис предназначен для владельцев коммерческих сайтов и интернет-маркетологов, которые не обладают должным уровнем технических знаний и времени для защиты сайта. На них нацелено все позиционирование продукта – начиная от легкости подключения сайта к защите (для этого требуется просто указать адрес сайта, никакой установки кода на сайт), и заканчивая понятными для неспециалистов уведомлениями о выявленных проблемах и их решении “под ключ”.

Во-вторых, в отличие от других продуктов и сервисов по защите сайта, которые нацелены только на одну какую-то проблематику, мы изначально сфокусировались на комплексной защите, объединяющей в себе нужные инструменты по обеспечению безопасности в удобном интерфейсе, т.к. чем-то одним проблему не решить.Это понравилось экспертам и менторам SSC.

До начала акселерации мы уже имели работающую партнерскую сеть из веб-студий, агентств, разработчиков CMS и хостинг провайдеров, стабильный поток ежемесячной выручки и несколько тысяч постоянных клиентов.

Добиться такого старта до начала SSC нам помогла акселерация ФРИИ, которая научила нас эффективным методикам проверки гипотез, инструментам фокусировки на задачах и обширными связями на российском рынке.

Год назад во ФРИИ и сейчас в SSC нам помогало то, что все члены нашей команды имеют большой опыт работы на рынке информационной безопасности в компаниях Acronis, InfoWatch, “Лаборатория Касперского” и Б-152, который мы ранее вместе с той же командой развивали и вывели в состояние безубыточности.

К началу SSC мы подошли с пониманием того, что наше решение действительно решает боль бизнеса, имеющего сайты для привлечения клиентов. К тому же мы знали, что масштабирование сервиса и клиентской осуществляется довольно легко, за счет продуманной архитектуры и бизнес-логики SiteSecure.

Имено поэтому мы четко понимали, что через SSC нам открывается путь на международный рынок.

Оглядываясь назад и анализируя события последних трех месяцев, я могу с полной уверенностью сказать, что мы стали лучше. И как команда, и как решение для защиты коммерческих сайтов, и лучше с точки зрения понимания целевой аудитории.

Более подробно об ошибках, которые мы допускали, опишу в отдельном материале.

Не стану вдаваться в подробности, просто приведу список того, что на основании результатов проверенных гипотез мы поменяли, и что мы сделали со старта программы SSC:

  • запустили английскую версию сайта для рынков Северной и Южной Америки;
  • поговорили с более чем 120 пользователями, партнерами и потенциальными клиентами нашего сервиса для большего понимания кто они такие, выявили, что им нужно, и их боли;
  • запустили более каналов привлечения целевой аудитории и полностью поменяли тарифную сетку;
  • полностью пересмотрели свой email-маркетинг для текущих пользователей.

Глядя на этот список, я понимаю, что мы действительно проверили немало гипотез.

Как нам удалось дойти до финала

Как нам говорили с самого начала эксперты и менторы: для того, чтобы не остаться за бортом акселерации-соревнования, нужно показывать, как быстро мы можем проверять гипотезы и использовать полученные инсайты для качественных и количественных изменений.

За прошедшие три месяца акселератора мы проверили больше 25 гипотез, связанных с решаемой проблемой, целевой аудиторией, ценностным предложением, каналами привлечения и продуктом.

При этом каждая гипотеза должна была иметь под собой какое-то обоснование и амбициозную цель: проверять гипотезу ради гипотезы или сотых процента увеличения конверсии было бессмысленно. Не с первого раза, но мы научились четко формулировать гипотезы.

Помимо того, что нужно было научиться формулировать четкие гипотезы, нужно было их быстро проверять и делать верные выводы. У многих проектов, которые участвовали вместе с нами в Security Startup Challenge, это не всегда получалось. Мы тоже допускали ошибки, но старались быстро исправляться. Иногда после постановки гипотезы у нас получалось начать ее проверку уже через несколько часов, хотя для этого требовалось полностью перелопатить продукт и задействовать абсолютно всех членов команды.

Также отмечу, что нам пришлось стать очень гибкими. Помимо того, что мы проверяли множество гипотез и изменяли для этого продукт, основная часть бизнеса приносила доход, и ее нужно было обслуживать.

Для большей гибкости мы “отделяли зерна от плевел” и учились расставлять приоритеты по операционным задачам и задачам, связанным с проверкой гипотез.

Оговорюсь, что такая гибкость далась нам нелегко - перестроить свое мышление очень непростая задача. Так же не с первого раза, но как-то мышление удалось перестроить и стать гибкими.

И последнее, что, как мне кажется, повлияло на наши высокие оценки и помогло выйти в финал – умение прислушиваться к внешним советам и ориентироваться на результаты проверки гипотез. Иногда (особенно когда за плечами каждого участника проекта есть истории успеха и уже завершенные акселерационные программы) кажется, что мы знаем все, и сами сможем разобраться. Даже когда мозг не хотел соглашаться с результатами проверки гипотез (а такое было - наше понимание несколько раз менялось кардинальным образом), мы смогли взять себя в руки и принимать данные как есть.

Что мы получили в итоге

За время SSC мы смогли увидеть, как проекты с классными и высокотехнологичными продуктами вылетали из соревнования из-за неумения быстро перестраиваться и работать в ускоренном ритме. В то время как проекты со средним продуктом могли за счет быстрой и слаженной работы всей команды и быстрой проверки гипотез вывести продукт и бизнес-показатели на новый уровень.

Поэтому умение быстро изменяться, принимать решение и правильно формулировать свои цели - многое значат для проекта. Классный продукт и успех будут наградой за это.

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Симулятор бизнес-процессов
Сервис имитационного моделирования и оптимизации бизнес-процессов
Prolis Labkk
Судя по количеству упоминаний ФРИИ - именно это является основным функционалом сервиса.
Ответить
SiteSecure
Веб-сервис по защите коммерческих сайтов
Макс Лагутин
Хороший комментарий и по делу - на самом деле мы не случайно упоминали ФРИИ. Хотели показать акселерацию SSC в сравнении с той, которая была во ФРИИ.
Ответить
LanguageBoost
Онлайн сервис для изучающих иностранный язык
Tihiro 17917
Интересная статья, не могли бы вы привести примеры гипотез, которые вы проверяли?
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.