редакции
Геймификация в маркетинге: как привлечь клиентов в высокий сезон

Новогодние и зимние праздники — время распродаж, акций и скидок. Конкуренция за внимание клиентов особенно высока, а привычные маркетинговые инструменты не цепляют.
Чтобы привлечь и удержать покупателей, бизнесу нужно создавать запоминающийся опыт, за которым хочется возвращаться. С этим помогает геймификация — она формирует устойчивую мотивацию к покупкам и влияет на ключевые метрики: средний чек, вовлечённость и LTV.
В статье собрали 14 игровых механик для зимних праздников, которые помогут повысить активность клиентов и мотивировать на покупки. Большинство примеров — универсальные идеи. Эти игровые механики легко адаптировать под сферу бизнеса, другие праздники или инфоповоды.
Новогодние игры в чат-боте
В декабре увеличивается желание заглянуть в будущее, испытать удачу, подвести итоги и поставить новые цели. Ниже примеры новогодних игровых механик, которые соответствуют потребностям целевой аудитории и помогают решать задачи компании: повышать лояльность клиентов и стимулировать продажи.
Гадания, пожелания и предсказания
Классическая новогодняя игра, которая вызывает любопытство и азарт. Предложите аудитории узнать, что их ждёт в Новом году, и адаптируйте игровую механику под бизнес-задачу и бренд.
Например, fashion-компании могут создать бота-стилиста, который отправляет тематические пожелания и советует, какую вещь в гардеробе обновить. Чтобы мотивировать на покупку, предложите посмотреть подборку товаров, добавьте промокод или бонусы по программе лояльности. Кафе, рестораны, кофейни и другие заведения общественного питания могут адаптировать игровую механику с предсказаниями и предложить пользователям: В Smartbot Pro есть готовый шаблон игрового сценария для предсказаний, пожеланий и других механик, основанных на случайном выборе. Создать такого бота можно за 10 минут: достаточно поменять тексты и настроить вероятность. Бренды часто предлагают клиентам узнать свою статистику. Например, Сбер присылает финансовые итоги, Яндекс Go делится результатами поездок, а Т—Ж рассказывает об активности читателя в течение года. Особенно подобная механика подходит для лояльных клиентов, которые возвращаются за покупками не один раз. О чём можно рассказать в итогах: Чтобы повысить интерес и вовлечённость клиентов, добавьте мини-игру — предложите узнать прогноз на следующий год. Ещё один вариант игровой механики, которую можно использовать в итогах — бейджи и награды. Присвойте клиентам звания и подарите приятные бонусы. Кто из нас не зарекался начать новую жизнь с первого января: больше гулять, пойти в спортзал, сменить работу? Обещания, которые мы даём себе на Новый год, можно превратить в игру в чат-боте. Пользователь пишет, что он хотел бы изменить или достичь в Новом году. Бот сохраняет его обещание и периодически напоминает о нём: отправляет мотивирующие сообщения, узнаёт о прогрессе, поддерживает. Такая игровая механика особенно подойдёт тем нишам, где нужна регулярность и длительное вовлечение: образование, спорт, психология, личностный рост, финансы. Придумайте тематические задания и предложите пользователям выполнить их за определённый период. Эта игровая механика работает на долгосрочную вовлечённость, укрепляет эмоциональную связь с брендом и стимулирует продажи. Примеры заданий для новогодней игры «10 важных дел»: За каждое выполненное задание дарите игровую валюту или реальные бонусы. Для тех, кто пройдёт челлендж до конца, устройте розыгрыш призов, чтобы усилить мотивацию. Часть игры можно провести в соцсетях. Например, бот напишет первые строчки новогодней песни в комментариях, а пользователь продолжит её. Такая игровая механика поможет привлечь внимание к акции и увеличить охват аудитории. Если вы ищете способ сделать новогодний корпоратив веселее и вовлечь команду — посмотрите эту статью. В ней собрали 6 игр в чат-ботах для праздника с коллегами или друзьями. После новогодних праздников в медиапространстве наступает период затишья. Это возможность выделиться и привлечь внимание клиентов. Ниже идеи игровых механик, которые можно запустить в январе и феврале: Интерактив можно провести в Telegram или ВКонтакте 9 января — это День игры в снежки. Подписчики ведут бой с ботом в комментариях к посту. Они могут кидать в него снежки или уклонятся от атак. Был ли выбор игрока правильным, решает чат-бот. Дополнительные попытки можно заработать, выполняя задания в игре. Например, сделать репост, написать комментарий к другому посту, пригласить друга. Самые активные участники получают призы от бренда. Больше примеров игровых механик для социальных сетей описали в этой статье. Даже если ваша аудитория давно закончила учёбу, можно использовать этот праздник для запуска тематических игровых механик. Например, СберМаркет проводил игру «Какой вы студент». Бот описывал ситуацию, в которую попал ученик, а участники должны были выбрать, как поступить. Ещё три примера геймификации ко Дню студента: Подобные игровые механики вызывают ностальгию и дарят положительные эмоции. Используйте их, чтобы укреплять эмоциональную связь с клиентами, повышать лояльность и продажи. Этот праздник отмечают 4 февраля, когда новогодние активности закончились, и люди уже устали от холода и снега. Ниже идея игровой механики, которая поможет развлечь и порадовать клиентов: Шар хорошего настроения. Участник игры в боте трясёт шар и получает подарок, пожелание, мини-задание или совет дня.
Можно ограничить количество попыток и давать новые, если пользователь выполнит задания, которые связаны с маркетинговыми целями. Например, зарегистрироваться в программе лояльности, поставить оценку на Яндекс.Картах, пригласить в бот друга. Бот отправляет пользователю 10 фотографий товаров и предлагает выбрать, какие ему нравятся. Можно использовать привычный для тиндера свайп или реакции. В финале игры чат-бот присылает ссылки на выбранные товары и предлагает заказать их или связаться с менеджером. Такая игровая механика знакомит аудиторию с ассортиментом и помогает понять предпочтения. Эти данные можно использовать в дальнейшем для персонализированных предложений. Ко Дню защитника Отечества можно адаптировать универсальные форматы: квизы, тесты, лотереи, квесты, челленджи. Ниже три идеи игровых механик для 23 Февраля: Викторина «Настоящий мужчина это...». Подготовьте шуточные вопросы для игрового сценария в чат-боте и соберите статистику, какие варианты выбирали чаще всего. Например, можно спросить, какими навыками должен обладать современный настоящий мужчина: После завершения игры бот поделится результатами с участниками. Пример: настоящий мужчина помнит про день рождения кота, его суперспособность — открыть банку одним мизинцем, он всегда успевает к дедлайну и знает, когда нужно просто сказать «всё будет хорошо». Мини-игра в чат-боте «Собери три звезды». Подготовьте тематические задания, например: решить ребус про лучший подарок на 23 Февраля, посчитать на картинке носки и найти названия инструментов в филворде.
За выполнение каждого задания награждайте участников звёздами. Среди тех, кто пройдёт игру до конца, разыграйте призы или подарите приятный бонус. Тест в боте «Подбери идеальный подарок». Предложите пользователю ответить на несколько вопросов о его интересах, характере и предпочтениях. Чат-бот оценит результаты и отправит подборку подходящих подарков. Собрали примеры геймификации для каждого месяца в удобном формате, чтобы было проще планировать активности: Продуманная геймификация станет конкурентным преимуществом: превратит покупки в увлекательный процесс, сформирует эмоциональную привязанность к бренду и поможет повысить ключевые метрики. Больше примеров игровых механик для разных бизнес-задач собрали в этой статье — заходите за идеями.


Игровая механика «Итоги года»


Новогодняя игра «Я обещаю...»
Челлендж для клиентов «10 важных дел»

Какие игровые механики использовать в январе и феврале
Игра в соцсетях «Снежные бои с ботом»
Геймификация ко Дню студента

Игра в чат-боте ко Дню хорошего настроения

Пример геймификации на 14 Февраля: «Продуктовый тиндер»

Игровые механики к 23 Февраля

Календарь игровых механик на декабрь-февраль
