11+ самых скандальных рекламных кампаний
Излюбленные темы провокационной рекламы – секс, этические и моральные нормы, политкорректность. Именно они вызывают резонанс в обществе.
Плюсы скандальной рекламы:
- распространяется вирусно, быстрее окупается
- легко запоминается
- вызывает общественный резонанс и охватывает бОльшую аудиторию
Минусы:
- может попасть под запрет на основании действующих в стране законов
- негативное впечатление может привести к бойкоту продукции бренда
- может вызвать проблемы с имиджем компании
Аргументы «Против» сегодня мало кого останавливают. Даже запрещенная реклама эффективно работает на известность бренда, а маркетологи и пиарщики выжимают из скандалов и эпатажа максимум пользы. Команда SMS Aero сделала подборку провокационной рекламы последних 4 лет. Знаете еще – добавляйте в комментарии!
Скандальные кампании, которые взбудоражили мир
- Начнем с известного «скандалиста» – итальянского бренда модной одежды Benetton, который в 2012 году решил привлечь внимание общественности к себе и своей продукции. Под лозунгом «Нет ненависти» на постерах изобразили поцелуй католического папы и египетского имама. На других плакатах компания изобразила поцелуй лидера США и Венесуэлы, Израиля и Палестины.
Кампания вызвала крайне негативный отклик в Ватикане. В итоге под нажимом общественности и церкви бренду пришлось отказаться от дальнейшего продвижения.
- На другом конце света, в Австралии, бренду Lush пришлось также смягчить свою PR-кампанию. Производитель косметики запустил рекламу «Ходи голым», где обнаженные девушки с пышными формами прикрываются лишь продукцией компании.
Креативный директор бренда заверил, что они преследовали две цели – показать необходимость здорового отношения к физическому телу и донести до потребителя посыл: для натуральной косметики упаковка не так важна.
Но этот ответ не удовлетворил заявителей, и они потребовали признать кампанию оскорбительной. Суд прислушался к мнению общественности и порекомендовал убрать нагих женщин с рекламных постеров.
- В России тоже любят шокировать потребителя провокационной рекламой. Стоило только «Ашану» разместить рекламный постер (1 картинка) на стеллаже с алкогольной продукцией, как ФАС оштрафовала торговую сеть на 150 000 рублей.
На правом баннере школьница предлагает купить 2 бутылки алкоголя и получить третью в подарок!
- В ноябре 2013 года скандал случился и на главной площади страны. Известный бренд Louis Vuitton, выпускающий саквояжи, соорудил в центре Красной площади огромный павильон в виде чемодана. Сооружение заслонило Мавзолей, здание городской Думы и ряд других объектов. Запланированная выставка так и не была проведена, так как депутаты и общественные деятели потребовали убрать инсталляцию с площади.
Интересно, кто изначально разрешил строить такой павильон на Красной площади?
- Burger King уже не первый год будоражит общественность сомнительными кампаниями.
ФАС посчитал эту рекламу приемлемой и никаких санкций не наложил.
Другая реклама того же бренда в РФ, на которую ФАС не обратил внимания:
- Буквально 4 года назад московский ЦУМ оформил витрины универмага сценками явно эротического характера, в главных ролях выступали манекены.
Профсоюз российских граждан отреагировал молниеносно, потребовав немедленно убрать порнографию с витрин магазина.
- А вот гигант General Motors считает, что сексуальным может быть не только тело, но и мысли. Причем не простые, а гениальные. Чтобы донести эту идею до масс, они слепили вместе образ Альберта Эйнштейна и сексуальное мужское тело.
Слоган гласит: «Идеи тоже бывают сексуальными». Постер рекламирует очередную новинку автомобильного бренда.
В создании кампании участвовали спецы из известного агентства Leo Burnett. Однако это не помогло им избежать судебного разбирательства.
Дело в том, что Энштейн завещал право на использование своего имени и образа только Иерусалимскому университету. Правообладатели пришли в негодование за такое использование образа, причем с полным нарушением прав собственности.
- Креативщики одного московского агентства предложили такую рекламу продукции мясокомбината. Палку колбасы сопровождают неоднозначные реплики от женского лица
Реклама попала под запрет с формулировкой, что в отношении товара женского рода (палка колбасы) недопустимо использовать рекламные слоганы, относящиеся к продукции мужского рода.
- К шокирующим рекламным концепциям прибегли и в концерне Ford Motors для продвижения в массы автомобиля Ford Fido. Реклама использовала мультяшные образы известных людей (Ким Кардашьян, Пэрис Хилтон и других), которых увозит в багажнике человек, очень похожий на премьер-министра Италии.
Ford отметил, что они не планировали делать пародию на конкретных лиц. Однако общественность не поверила этим заявлениям. Рекламную кампанию закрыли.
- Возвращение ранее легендарного магазина «Детский мир» получилось весьма скандальным. Пиарщики бренда решили обыграть соседство магазина с известным заведением КГБ и ФСБ: «Любишь ребенка – Отведи на Лубянку!». В роликах дети устраивают допросы с пристрастием своим родителям, вынуждая их отправиться в магазин.
Реклама вызвала негатив в обществе, и ее запретили к показу. Особенно ярые противники такого PR-хода саркастически предложили ЦДМ использовать в рекламе образ доктора Менгеле из Освенцима.
- Не менее шокирующей получилась «якобы неофициальная» реклама World of tanks. Сюжет ролика: Вадим Галыгин в роли отца играет в прятки с сыном, который прячется в шкафу. Любящий папа заколачивает сынишку в шкафу гвоздями 100-150 мм и идет спокойно играть в танки.
Не скандальная, но очень фриковая реклама:
- Если не хотите стать участником шоу «Кошмары рта», то принимайте препарат от першения в гортани Mebucaine. Компания эффектно донесла посыл до аудитории:
- Superette решили выпустить осеннюю линейку одежды, обыграв двойное значение fall (падение и осень) и довольно скандальную концепцию в сфере высокой моды, что умершего одевают в наилучшую одежду. Слоган кампании: "Пусть вас застанут мертвым в ней".
- Не отстают от модных тенденций и кинотеатры. Так Utopolis заманивает новых зрителей следующим рекламным постером: “Реальность дерьмо. Ходите в кино”.
На первый план в скандальной и вирусной рекламе выходят свежесть идеи и оригинальный подход к продукту/услуге. Если такая реклама «выстрелит», то принесет гарантированный успех бренду.