редакции Выбор
Как городское онлайн радио стало популярно за рубежом
Пять лет назад, слушая Cafe del Mar и Soma FM, мы подумали — почему бы не сделать свое онлайн радио, которое стало бы еще одним символом Сочи? Символом оно не стало зато вывело на неожиданную аудиторию.
Как сделать из музыки еще одну достопримечательность
Для создания любого медиа от местной газеты до онлайн-радиостанции прежде всего важна идея. В процессе работы необходимо выработать свой стиль и решить, чем можно привлечь аудиторию. Технические вопросы о хостинге, сайте уходят на второй план.
Идея независимого радио из Сочи была навеяна успешными проектами в Европе и США. Все знают знаменитый лейбл из Ибицы Cafe del Mar. Он имеет свою радиостанцию. Другим пример история Soma FM из Сан-Франциско и Radio Paradise из одноименного городка в Калифорнии. Известен и парижский Hotel Costes, который благодаря DJ Стефани Помпоньяк, стал выпускать компиляции на CD и открыл свое онлайн-радио.
Больше о феномене интернет-радио можно прочитать из статьи на Хабре.
Пример создателя SomaFm Расти Хоуджа и четы Голдсмитов из Radio Paradise показывают, что создать некоммерческое медиа вполне реально. И рекламная модель не панацея. Нам была близка эта идея. Хотя изначально мы не хотели вводить пожертвования.
Анализируя «Яндекс метрику», мы наблюдали за увеличением поисковых запросов нашей станции и города Сочи — это значит, что имя станции прочно связалось с локацией и стало узнаваемым.
Для создания сайта решили поискать что-то необычное и красивое. Остановили свой выбор на Squarespacе. Это легкий и стильный конструктор. Имеет множество функций. Главный упор создатели сделали на интеграцию со службами Google, но если покопаться можно найти и много интересных фишек.
Сайт сделали в формате слайд-шоу. Красивые картинки должны были оставить благоприятное впечатление. Параллельно решили дополнить проект приложение — в виде блога. Назвали его SL digest (сокращенно от Sochi Lounge). Так как радио у нас воздействует на слуховые рецепторы. Решено было сделать пищу для глаз. В блоге мы вели краткие заметки о культуре и искусстве с фото и видео.
В 2017 году мы переехали на новый движок от Cargo Collective. Сейчас наш сайт минималистичен и больше похож на сайт-визитку. Блог SL digest мы решили вести на платформе Medium. У платформы есть ряд плюсов: контент быстро появляется в выдаче, есть много органики из имейл рассылок, поиска по тегами. А еще у платформы стильный дизайн. Мы тестировали еще один движок — «Эгею». Но на нее плохо обращают внимания поисковые системы и он слишком обделен функционалом приходится все допиливать.
Каналы
В 2013 мы начинали с одного канала. Чтобы радио было особенным формат решили сделать тоже особенным. Начали с экспериментов. Для формата выбрали стили: инди-поп, электронику, лаунж. Предпочтение отдавали вокалу в композициях. Музыку выбирали спокойную и не резкую.
Далее, в формат мы стали брать композиции в стилях дарк-айрнби, фузи электроника, чилвейв и немного трапа. Лаунжевое звучание было популярно в в конце 90-х и середине 2000-х. Сейчас появилось много атмосферной музыки, которая заменяет этот стиль. От этого формат становится более насыщенным. Мы решили не менять наше название и не убирать слова Сочи и лаунж. Об этом чуть подробнее в теме «О чем говорит статистика».
В 2015 году мы решили превратить наш проект в радиосеть и открыли второй канал. Назвали его Air. Здесь мы стали собирать композиции в стиле неоклассика, айдиэм, спокойная электроника и эмбиент. Главные критерии при отборе музыки были минималистичность и атмосферность. Чтобы ее можно было комфортно слушать в любом пространстве от собственной квартиры до общественных пространств или находясь на природе, прогулке в парке.
В 2017 году мы продолжили создавать свою радиосеть и открыли канал NEON с ритмичной музыкой. Основной упор сделан на синтезаторы и эпоху ретро-вейва.
Социальные сети
Большинство проектов дублируют одну и ту же информацию по разным соцсетям. Считаем, что такой контент выглядит однообразным. Эту «красоту» украшает обилие хэштегов и подписываться на такой креатив вовсе не хочется. Мы решили полностью отойти от этого. Разработали отдельный контент-план для основных соцсетей, в которых мы присутствуем так, чтобы контент изредка пересекался, но не раздражал аудиторию. Подробнее об этом мы расскажем в следующих статьях.
Стратегия вещания
У онлайн-радио есть одно большое преимущество перед FM — это возможность показать свой контент аудитории по всему миру. Сейчас все FM радиостанции парралельно перешли и в онлайн вещание. Тенденция такого перехода будет усиливаться. В подтверждение этому пример из Норвегии, где власти постепенно закрывают FM ретрансляторы. В нашей стране пока до этого не доходит, но про то, что аналоговое вещание на своем исходе знают все.
Вещание в интернете имеет нюансы. Открыв, только сайт с плеером вы скорее всего не наберете нужной аудитории и о вашем сайте будут знать немного людей. Если, конечно, у вас есть большие рекламные бюджеты и хорошее SEO.
В онлайн-вещании существует несколько главных агрегаторов радиостанций. Они создают кросс-платформенные приложения, которые обеспечивают максимальную доступность радио на самых разных устройствах. От красивых и дорогих аудиосистем типа SONOS и Raumfeld до вещания в вашей Tesla или Xbox.
Мы решили ориентироваться на те агрегаторы, которые имеют максимальное количество приложений для разных гаджетов. Это TuneIn и Vtuner. Размещение в радио в других каталогах важно, но не критично.
Кросс-платформеность онлайн радио обеспечивает его преимущество. Ведь имея любой гаджет можно слушать любимые музыкальные подборки везде где есть интернет. Единственная преграда — это скорость интернета.
Сейчас вы вещаем в стандарте MP3 128 кб/c. В будущем хотим предложить нашим слушателям выбор качества звучания и внедрить формат FLAC.
Вещание наших каналов развернуто на серверах, расположенных в Беларуси и Германии.
Все композиции проходят ручной отбор. За ротацию отвечает алгоритм. Именно он решает, что играть почаще, а что реже.
Почему мы не стали делать свое приложение
Его создание требует затрат и времени. Как показывает практика скачивают приложение небольшое количество аудитории. Большинство находят радио и слушают его через поисковые системы и агрегаторы радиостанций. У этих платформ есть свои качественные приложения.
О чем говорит статистика
Со временем мы перестали определять себя как городскую радиостанцию. А сделали упор на то, что мы глобальное медиа. Названия решили не менять так, как наша аудитория уже знает его и это было бы лишним шагом. Глобальные медиа с имеющие в названиях города подтверждают ценность бренда.
Благодаря этому начался существенный рост зарубежной аудитории. Особенно это заметно по нашему каналу Air. Он пришелся по вкусу европейцам и жителям Северной Америки.
А в следующих материалах мы расскажем о нашем опыте ведения соцсетей радио и о том, как бюджетно создать дизайн мерча.