редакции Выбор
К 2027 году российский рынок LMS-систем вырастет более чем в полтора раза
Learning Manage System (LMS) — это программное обеспечение, которое позволяет комплексно управлять процессом обучения сотрудников и учебными курсами.
Подобные софты позволяют централизованно создавать и распространять обучающий контент: онлайн-курсы, видео и прочие материалы, а также отслеживать прогресс сотрудников.
В рамках исследования Nexign, разработчик системы Neon HRM, совместно с агентством MegaResearch проанализировали основные параметры российского рынка LMS-систем за период с 2020 по 2023 год. Были проведены интервью с представителями компаний из разных отраслей: нефтегазовой, металлургической, ритейла, финансов, телекома и авиаперевозок для формирования выводов об актуальных задачах и возможностях подобных систем. Также в процессе исследования использовались данные из открытых источников: сайтов Росстата, ФНС, Федеральной таможенной службы РФ, материалы отраслевых СМИ и архивы государственных коммерческих торгов.
Текущее состояние рынка
Уровень проникновения автоматизации в корпоративное обучение не слишком высок, согласно данным компании «Эквио». Только половина участников рынка использует обучающие платформы. При этом степень проникновения в Москве и регионах сильно отличается: 87% и 13 % соответственно.
Остальные компании проводят внутреннее и внешнее обучение в формате семинаров, с помощью наставников или не занимаются обучением. При этом данные представители отраслей отмечают заинтересованность в развитии сотрудников и испытывают потребность в использовании автоматизированных инструментов обучения.
LMS-платформы наиболее востребованы среди крупных организаций. Степень проникновения ПО для управления обучением в предприятия, где работает 5000 и более сотрудников, составляет 95%. Однако наибольший потенциал клиентской базы составляют представители малого и среднего бизнеса, а также компании в регионах страны. Там, согласно исследованию, располагаются 87% тех, кто не использует платформы для дистанционного обучения. Ёмкость рынка LMS-систем оценивают в
12,6 млрд рублей, что превышает текущий
объём рынка в 3,2 раза. По данным аналитиков, сейчас системы управления обучением активнее всего используются
компаниями из финансовой, образовательной, телекоммуникационной, авиационной, нефтедобывающей отраслей, а также среди промышленных производств и торговых
компаний. Рынок разработчиков LMS в России относительно узкий. Сейчас он
насчитывает не более 30 компаний. При этом некоторые
промышленные предприятия и финансовые конгломераты используют для работы
LMS-системы собственной разработки. У клиентов
постепенно появляется потребность в том, чтобы LMS-системы закрывали
все больше вопросов, связанных с обучением и развитием сотрудников. В
частности важными составляющими таких продуктов становятся возможность подключать к ним друие процессы HR-цикла, например, оценку компетенций сотрудников и
построение карьерных треков,
а также инструменты на базе новых
технологий AI и ML. В период с 2020 по 2023 большинство ведущих
игроков рынка стабильно росли. И хотя в 2023 году предприятия частично сократили бюджеты
на корпоративное обучение, выручка поставщиков LMS-систем росла. Это связано с тем, что российские компании
замещали на рынке ушедших иностранных вендоров. По прогнозам
Nexign, наиболее стремительно спрос на LMS будет расти в региональных компаниях малого и среднего
бизнеса. В 2027 году объём рынка LMS-систем достигнет
6,72 млрд рублей.
Это связано с тем, что, несмотря на кризис, крупные компании готовы вкладываться в
автоматизацию обучения, поскольку это позволяет уже в краткосрочной перспективе сэкономить денежные
средства. Среди наиболее важных
факторов при выборе
LMS-систем компании отмечают: — открытый API, поскольку у компаний есть потребность в снижении участия
разработчиков в организации работы LMS-системы; — интеграцию с другими
сервисами; —
синхронизацию системы с мессенджерами и почтой; —
простой механизм регистрации пользователей; — аналитический потенциал; —
стоимость решения; —
удобный интерфейс; — возможность обеспечить безопасность и конфиденциальность персональных данных; —
возможность кастомизации; — наличие дорожной
карты по развитию
решений, которая позволит
понимать, как вендор
планирует изменять и улучшать
ИТ-продукт; — геймификацию; —
возможность офлайн-доступа к системе. Исследователи прогнозируют, что в ближайшее время можно будет увидеть рост
спроса на многофункциональные платформы
с открытым API, которые позволят связать процесс
обучения сотрудников с бизнес-результатами, улучшить
финансовые показатели за счет увеличения мотивации сотрудников и эффективности их взаимодействия с компанией.
Игроки и перспективы развития рынка LMS-систем
Требования заказчиков к LMS-системам