Рынок экосистем в России по итогам года может достичь 130 млрд рублей
Объём российского рынка экосистемных подписок по итогам 2024 года может составить 130 млрд рублей, увеличившись с 111,7 млрд в 2023-м, а число их пользователей — 76,5 млн человек. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на отчёт J’son & Partners Consulting.
«Рынок в денежном выражении растёт не в прямой пропорции к росту базы, что связано с наличием в подписках определённого числа промо- и акционных пользователей (тестирующих бесплатный период сервиса, в среднем 10–20% от годовой базы), а также „сроком жизни“ подписчиков в экосистеме», — говорится в исследовании.
Директор департамента новых технологий J’son & Partners Consulting Дмитрий Колесов отметил, что в то же время из экосистем практически исчезли услуги, которые предоставляются не самими создателями, а их партнёрами на аутсорсинге. «Либо такие услуги стали чётко стандартизованы и приведены в соответствие с требованиями экосистем», — добавил он.
Аналитики считают, что на дальнейший рост в сегменте будет влиять развитие цифровых ассистентов, в особенности с голосовым интерфейсом. Сейчас на российском рынке есть несколько представителей голосовых помощников. Речь идёт об «Алисе» («Яндекс»), «Марусе» (VK), «Салюте», «Афине», «Джой» («Сбер») и «Секретаре» (ранее — «Олег», Т-Банк). На западном рынке самые популярные примеры — это Alexa (Amazon), Google Assistant и Siri (Apple).
Издание уточняет, что количество подписчиков «Яндекс Плюса» составляет более 33,7 млн пользователей. Компания расширяет наполнение подписки. Число экосистемных пользователей МТС по итогам второго квартала превысило 15 млн. Выручка от экосистемных пользователей за год выросла на 14,2%, что свидетельствует о более высоком среднем чеке у таких абонентов.
В «Сбере» говорят, что рынок подписочных моделей замедляется на 10–15% в связи с адаптацией после ухода зарубежных сервисов: «При этом он продолжает расти как с точки зрения количества пользователей, так и с точки зрения бюджета».
В целом операторы экосистем за 2022–2023 годы существенно обновили свой состав: закрыли 37 сервисов (15% от изначального числа) и открыли 67 новых (рост на 28%). Рынок экосистем достаточно насыщен, подчеркнул управляющий партнёр Spektr Николай Седашов.