«Яндекс» создал умные камеры для контроля ассортимента на полках магазинов
Российская корпорация «Яндекс» запускает новое направление по разработке автономных камер с искусственным интеллектом для контроля ассортимента на полках магазинов. Об этом пишет «Коммерсант».
Издание увидело на LinkedIn вакансию инженера-схемотехника, который будет отвечать за разработку, проектирование и испытание автономных камер. Специалиста нанимают в проект, который в описании вакансии называется «международным B2B-стартапом». В вакансии также указано, что компания прошла стадию MVP (готовый, но минимально жизнеспособный продукт) и уже имеет «первые коммерческие контракты с ведущими ритейлерами РФ, Казахстана и Узбекистана».
В «Яндексе» уточнили, что разработка камер ведется в рамках проекта «Умный магазин», в основе которого лежит система компьютерного зрения. Она собирает и «систематизирует данные о зале и создает цифровой двойник магазина», а также отслеживает наличие товаров и ценников на полках, корректность выкладки товаров, загруженность проходов в магазине.
«„Яндекс“ разрабатывает камеры самостоятельно, это помогает уменьшить затраты, чтобы сделать услугу для партнеров более доступной», — уточнили в компании.
Известно, что запуск системы ожидается в декабре этого года. Российские ритейлеры активно тестируют применение компьютерного зрения. В Х5 говорят, что в ближайшее время приступят к пилотированию таких решений с «одним из крупных партнеров». В Fix Price тестируется генеративный ИИ для определения пустых полок в магазине, чтобы своевременно пополнять ассортимент и улучшать качество обслуживания. В «Ленте» успешно протестировали решение, при котором сотрудники могут в онлайн-режиме контролировать полноту ассортимента на полке и соответствие выкладки планограмме. В «Магните» также используют технологию распознавания товаров.
«У ИИ-технологий для контроля полок есть и свои ограничения: не для всех ритейлеров закупка камер, интеграция ИИ-технологий и их операционная поддержка будут оправданными», — заявил директор IT-подрядчика Fix Price «Смарт Ритейл Тех» Андрей Головкин.
В таком случае потенциальное увеличение среднего чека может быть меньше, чем затраты на внедрение и обслуживание системы. Затраты на одну камеру в месяц составляют около 40 тыс. руб., цена зависит также от количества камер и охвата площади магазина, количества ракурсов и самих магазинов, перечислил собеседник издания на рынке ритейла.