В 2024 году доходы российских компаний электронной торговли увеличились в 1,5 раза
Из этой суммы на юридические лица пришлось 19,5 трлн рублей, а на индивидуальных предпринимателей — 400 млрд рублей. Декабрь стал рекордным месяцем с оборотом в 2,5 трлн рублей, включая 38 млрд рублей от ИП. Наибольший прирост в течение года наблюдался в ноябре, составив 34,5% по сравнению с октябрем.
В 2023 году за 12 месяцев выручка составляла 13,7 трлн рублей. В декабре 2024 года доля маркетплейсов в электронной торговле возросла до 65% против 62% в декабре предыдущего года.
Количество уникальных посетителей онлайн-магазинов за год увеличилось до 260,1 млн человек (год назад — 233 млн). Среднее число покупок на одного посетителя возросло с 6 до 7, а средний чек — с 1088 до 1336 рублей в декабре по сравнению с предыдущим годом.
В последнее время 2024 года в сектор электронной торговли вошло 1427 новых компаний, и общее число участников достигло 45,5 тыс., по сравнению с 42 тыс. в 2023 году.
Как пояснял президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов в газете «Ведомости», ФНС учитывает транзакции всего цифрового рынка, включая покупку контента, электронные услуги, авиабилеты, отдельную доставку, образовательные курсы и многие другие параметры.
Согласно данным на январь 2025 года, в АКИТ пока нет окончательных цифр по выручке e-commerce за 2024 год. Годовые данные планируется получить в феврале после обработки возвратов.
На основе данных 11 месяцев 2024 года, в АКИТ оценили увеличение рынка электронной торговли в России на 40% год к году, с объемом почти 7,9 трлн рублей, не учитывая дополнительные транзакции, анализируемые ФНС.
RB.RU сообщило, что 97% этой суммы относится к внутренней торговле, т.е. к товарам, купленным на российских площадках и в интернет-магазинах. Остальные 3% — или 241 млрд рублей — составляют трансграничную торговлю, включая товары, которые россияне приобретают в зарубежных интернет-магазинах.
Данные ФНС показывают, что роль товаров сегмента e-commerce в бюджете домохозяйств растет, как отмечает Александр Кривошеев, управляющий партнер коммуникационной группы «+7 Продакшнз».
Нишевые и премиальные офлайн-бренды выходят на маркетплейсы. Например, на Ozon представлено люксовое аудио-оборудование Doctor Head, говорит он. Эксперт уверяет, что маркетплейсы будут продолжать расширяться за счет новых участников и интеграции существующих оффлайн-брендов, включая продуктовый ритейл.
