Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
135 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Власти готовят новые правила для ритейла и маркетплейсов

Минпромторг подготовил проект, описывающий национальную структуру торговой деятельности, который включает в себя 12 законодательных инициатив.



Документ, созданный по распоряжению президента после ПМЭФ-2025, спровоцировал активное обсуждение в предпринимательской среде, о чём сообщает издание «Известия».


В центре внимания — онлайн-коммерция.

Большая часть предложений направлена на урегулирование деятельности интернет-площадок. В частности, маркетплейсы могут быть обязаны согласовывать акционные скидки на товары с поставщиками.
По мнению министерства, существующая практика, при которой платформа самостоятельно снижает цены, а продавец получает возмещение в виде внутренних баллов, ограничивает здоровую конкуренцию. Также предлагается ввести запрет на принуждение владельцев пунктов выдачи заказов к работе исключительно с одним брендом.

Для обеспечения равных условий с традиционной розницей, обсуждается возможность исключения логистических затрат из 5-процентного вознаграждения, выплачиваемого поставщиками сетевым ритейлерам. Более того, к маркетплейсам могут быть применены антимонопольные ограничения, аналогичные тем, что действуют в отношении сетевой торговли продуктами питания.

Бизнес настаивает на доработке.

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) уже представила свой отзыв, находя некоторые положения избыточными. В частности, представители бизнеса выступают против запрета монобрендовых ПВЗ, считая, что это ограничит развитие инфраструктуры в регионах. АКИТ также считает нецелесообразным распространение на маркетплейсы «антимонопольных» положений закона о торговле, поскольку они уже регулируются специальным законом о платформенной экономике.

Крупные онлайн-площадки утверждают, что механизмы для учёта интересов продавцов уже функционируют. Например, Ozon предоставляет продавцам возможность отказаться от участия в акциях, хотя этой опцией пользуются только 2% из них.

Wildberries & Russ подчёркивает отсутствие принуждения к открытию монобрендовых ПВЗ, отмечая, что концепция мультибрендовых пунктов сложна в реализации и может негативно повлиять на клиентский опыт.

Поддержка сетевой розницы и развитие новых форматов.

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) в целом приветствует инициативу, рассматривая её как шаг к созданию равных условий. Организация указывает на существующий дисбаланс: сети несут жёсткие обязательства по договорам поставки, срокам оплаты и бонусным программам, в то время как платформы, становясь значительными игроками в обороте продовольственных товаров, функционируют по другим, зачастую посредническим, схемам.

Помимо регулирования онлайн-сектора, проект предусматривает меры по поддержке розничных рынков и внедрению специализированных ярмарок пива по аналогии с винными. Пивоваренные компании, в частности «Балтика», поддерживают эту идею, видя в ней возможность формирования культуры потребления и продвижения продукции отечественного производства.

Эксперты призывают к осмотрительности.
По мнению Георгия Остапковича из НИУ ВШЭ, важно, чтобы в процессе регулирования не пострадали потребители, потеряв доступ к выгодным предложениям, и чтобы любые изменения вводились только после тщательного анализа возможных последствий. В Минпромторге подчеркивают, что целью реформы является создание современной модели, обеспечивающей честную конкуренцию и защиту прав как предпринимательства, так и потребителей.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.