Финансы сегодня – это открытое море с массой подводных течений: бюджет, накопления, инвестиции, ПИФы, кредиты, налоги, цифровизация, банковские продукты и прочее. Проложить курс помогают медиа, как компас и карта, давая разъяснения читателям. Автор текстов о финансах должен не просто разобраться в теме, но и не запутат
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Три кита для финансового текста: закладываем основу
Прежде чем приступить к теме, автор обязан задать себе три главных вопроса: что пишу, для кого пишу и зачем пишу? Для финансовых текстов ответы на эти вопросы имеют особую остроту.
Первый — что я пишу? — определит формат. Статья для журнала? Инструкция для тематического ресурса? Пост для блога? От этого зависит наполнение, уровень раскрытия и подача материала. По факту формат — скелет финансового текста.
Пример. Для блога Х заказана инструкция. Четкое описание и алгоритм действий понравились заказчику и были полезны для аудитории, но... читать инструкцию подписчики почему-то не стали. Оказалось, в основе блога — информационно-развлекательный контент. Пришлось дописать историю для затравки, только тогда аудитория обратила внимание на материал. Хотя формат инструкции был выбран по настоянию заказчика, по факту необходим был пост для блога с инструкцией внутри.
Второй вопрос — для кого пишу? — определит целевую аудиторию с её характеристиками. Это повлияет на язык, стилистику, глубину темы. Воротилам бизнеса не нужны инструкции — они сами диктуют правила игры. Пространные посты тоже мимо. Сленг — в корзину. Зато профессиональный взгляд, обзор новинок финансового рынка и законодательных инициатив — это для них. Узкое поле, но и аудитория штучная.
Другое дело предприниматели средней руки. Они хотят освоить новые рынки, разобраться в ситуации, научиться выстраивать алгоритмы в новых для них отраслях. Инструкции, лайфхаки, советы «тех, кто в курсе», приправленные финансовыми терминами, — это для них.
Начинающие предприниматели и самозанятые хотят разобраться, что происходит и как с этим работать. Для них все нужно изложить доступно, можно и развлечь мимоходом.
Возраст аудитории — важный маркер. Молодёжь прекрасно воспринимает англицизмы, а для людей 40+ необходим перевод. Для работников банковского и финансового секторов спецтермины нужны как воздух, а для обывателя — непереводимая тарабарщина.
Пример. Банк заказал информационно-рекламный текст о финансовых продуктах учреждения для популярного в среде домохозяек журнала. Специфика банка — работа с крупными предпринимателями, но политику решили изменить. В техзадании были указаны услуги с использованием банковских терминов, на которые нужно сделать акцент в публикации. В итоге заказчик остался текстом недоволен — в нем практически не было банковских терминов. Но после беседы автора с заказчиком удалось донести позицию редакции — аудитория просто не смогла бы понять, что было написано в тексте. В итоге текст одобрили, а руководство банка задумалось о необходимости обучения менеджеров для работы с частными клиентами, не владеющими специфической финансовой терминологией.
Третий вопрос — зачем я это пишу? — определит методы раскрытия темы и полезное действие статьи, поста, новости и др. Для чего пишут о финансах: проинформировать, научить, познакомить с новинками, объяснить, уберечь, убедить или продать. Список не полный, но цель есть у каждого текста. Одно дело, когда надо просто рассказать о новой услуге, совсем другое — убедить ей воспользоваться. А если речь о том, чтобы уберечь от необдуманных действий, указав на существующие риски, то это совсем другая история.
Пример. Прокуратура города подготовила релиз для размещения в СМИ о профилактике финансового мошенничества. В основе релиза — казенный язык и сухие факты. Но журналисты запросили у ведомства дополнительную информацию о реальных делах. Для ведомства главная цель — отчитаться о проделанной работе по информированию населения, а для СМИ — показать читателю значимость темы и уберечь от уловок злоумышленников. Живые истории привлекли внимание читателей, помогли соотнести свое поведение с поведением героев и показали, насколько важно следовать рекомендациям сотрудников прокуратуры.
Упустив эти важные моменты на этапе подготовки, автор рискует провалить задание.