Поставьте все на карту. CJM в UX-аналитике: часть 2
Отдел аналитики Студии Олега Чулакова, одного из топовых digital-агентств России, продолжает делиться опытом организации работы над клиентскими проектами.
Задача — разобраться в исходных данных и понять, какой информации еще не хватает.
Решение — самим стать пользователем:
Максимально погрузиться в предметную область;
Посидеть на тематических форумах;
Позвонить в службу поддержки;
Досконально изучить сайт;
Найти осведомленных коллег и спросить у них, что еще почитать или посмотреть.
2. Изучение клиента и его бизнеса
Задача — декомпозировать и приоритизировать задачи.
Решение — лучше узнать клиента, стать с ним одной командой.
Инструменты:
Фреймворк as-is to-be
Описание проекта
Ключевые сценарии
Теперь двигаемся дальше!
3. Изучение пользователей
Задача
Выяснить, как и для чего люди пользуются продуктом.
Где болит
Клиент не изучал своих пользователей.
Пользователи не приносят ценных инсайтов.
Требуется много времени на исследование.
Решение
Что делать
Составить гипотетический портрет пользователя
Гипотетический портрет пользователя нужен, чтобы понять, кого изучать. Первый раз мы делаем это еще до этапа интервьюирования, основываясь на анализе продукта клиента и аналогов от его конкурентов, изучая форумы и сообщества.
Найти тех, кто пользуется тем или иным продуктом, несложно. Важнее понять, почему они это делают, какие еще варианты им доступны.
Пользователя можно долго и тщательно изучать, чтобы в результате получить его подробный портрет. Самая простая аналогия — работа врачей.
Пример 1. Если вы отправитесь в поликлинику, то хороший врач после изучения истории болезни сможет подобрать корректное лечение.
История болезни — хороший и детальный портрет, на составление которого ушло много времени и сил.
Пример 2. В случае вызова неотложки времени на чтение записей нет, решение надо принимать быстро. Буквально 5–10 простых вопросов достаточно для работы специалиста.
Так что и портрет пользователя будет кратким. Деталями он будет обрастать уже позже.
Теперь разберем все на примере парня, который решил заказать себе несколько пар носков в онлайн-магазине. Нам нужно выяснить следующее:— Какая у него потребность. Выглядеть опрятно, не ощущать дискомфорта при ношении обуви.
— Какую цель преследует. Зачем он пользуется данным продуктом или функционалом. Например, чтобы купить носки.
— В каком контексте. Ситуация, в которой он поставил себе цель — удовлетворить потребность. Например, перебирал носки и нашел мало приличных пар. Решил прикупить еще.
— Дополнительные параметры. Можно добавить еще несколько параметров, если это так важно. Например, возрастную группу. Допустим, в возрасте 25+ наличие ярких принтов на носках не смущает, а наоборот, стимулирует к покупке.
Такой портрет может стать основой для подбора респондентов. После их изучения вы поймете, насколько ваше с заказчиком представление об аудитории близко к реальности.
Провести воркшоп
Очень важно вовлечь клиента в рабочий процесс и перевести это в формат воркшопа. Мы часто объясняем, как должен выглядеть портрет, что в нем должно быть, а чего нет. После этого клиент самостоятельно составляет портреты пользователей, а затем мы сравниваем их с теми, которые получились у нас.
Практика показывает, что все обращают внимание на разные детали, по-своему представляют и контекст, и действия пользователя. Поэтому данный этап просто необходим для синхронизации видения. Да и клиенту будет интереснее анализировать результаты исследования, к которому он приложил руку. На этом этапе нет правильных и неправильных портретов — существуют гипотезы, которые нужно проверить в ходе изучения пользователей.
Составить детальный план исследования
Итак, мы начали исследовать пользователей. И вдруг, Хьюстон, у нас проблема! Пользователи не приносят ценных инсайтов. Но это не проблема, а всего лишь повод задуматься:
— Что мы хотим узнать?
— Какую информацию можно получить только от пользователя?
— Как сильно это повлияет на интерфейс?
Для каждого исследования надо четко сформулировать ожидаемый результат, составить и проверить бейслайн интервью и сценарии тестирования.