Есть ли жизнь без Кипра? Владение российским бизнесом после изменения двусторонних соглашений
Изменение с 2021 года двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения с Кипром и рядом других стран требует изменения отношений с иностранными компаниями. Делимся наблюдениями, что надо при этом учесть
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Теперь вместо пониженных ставок налога у источника в России — 5-10 % по перечисляемых российскими компаниями дивидендам и 0 % для уплачиваемых процентов установлена ставка налога 15 %, которую необходимо уплатить «у источника» в России. Ставка налога по перечисляемым роялти не изменилась, она сохранена на уровне 0 %, но перечисляемые роялти традиционно облагаются в России налогом на добавленную стоимость (20 %).
Иными словами, налогообложение по подобным платежам не просто изменилось в худшую сторону. Оно во многих случаях равно или даже выше налогообложения подобных доходов внутри России. Так, стандартная ставка НДФЛ на дивиденды при доходах свыше 5 млн.руб./год составляет все те же 15 %, а с процентных доходов можно понизить налог до 5-6 % в зависимости от системы налогообложения кредитора.
Таким образом, те бенефициары российского бизнеса, которые использовали преимущества двусторонних соглашений, встали перед выбором, каким образом изменить модель взаимоотношений, чтобы сгладить последствия изменения Соглашения.
Другая часть бенефициаров, которые давно перешли на прямую выплату себе доходов как фактическим получателям доходов с удержанием в России НДФЛ по стандартным ставкам, в очередной раз задумались, какие иные преимущества они получают от владения через иностранную, чаще всего кипрскую, компанию.
Есть еще и третьи. Которые изначально пошли дальше всех в стремлении обеспечить конфиденциальность владения и утратили статус российского налогового резидента, проживая бОльшую часть времени зарубежом. В текущей ситуации подобное решение больше не дает налоговых преимуществ.
Итак, есть мнение — надо что-то менять. Но что именно? Достаточно ли заменить условную иностранную компанию на себя, собственника бизнеса?