Как быть с резюме? Начнем разговор с резюме, так как его часто запрашивают вместе с портфолио.
Многие дизайнеры не уделяют этому файлу внимание, так как считают, что его никто не смотрит. Смотрят, чаще всего, чтобы узнать ваши навыки, места работы и учебы, наличие пройденных профессиональных курсов и личные предпочтения по проектам и уровню зарплаты.
Для оформления можно использовать:
Готовые шаблоны резюме. Нет, это не стыдно, хотя резюме — демонстрация ваших умений. Но в нем текст ценнее и важнее оформления, плюс удачно подобранный шаблон может демонстрировать насмотренность и хороший вкус. Собственные шаблоны резюме. Хороший тон — корректировать этот файл под каждую вакансию или компанию. Да, это занимает время, но показывает ваш серьезный подход к делу. Когда есть шаблон в Фотошопе или Фигме, достаточно подправить или удалить, добавить часть информации, и готово. Специальные сервисы, которые предлагают разные варианты оформления резюме. Часто какой-то функционал у них бесплатный, но большинство возможностей платные. Для использования на один раз подойдет. Чего точно не нужно делать, так это оформлять резюме в Word, виде таблиц и без нормальной структуры.
Можно ли в портфолио использовать шаблоны резюме? Допустим, с резюме в общем разобрались. Что с портфолио и можно ли сделать его небольшим и добавить к резюме? Можно, но не желательно. Такое допустимо для стажировки или практики (бесплатной) в компании.
Подойдут ли шаблоны резюме? Ситуация похожая к предыдущей. Шаблоны резюме, все-таки, создаются под резюме с соблюдением определенной, общепринятой структуры. Портфолио имеет другую цель, соответственно, другие требования к структуре и оформлению. Поэтому шаблоны резюме лучше не использовать.
Какой должна быть структура портфолио? Сегодня лучше всего подавать работы в портфолио как кейсы, то есть демонстрировать их по схеме «цель, задача или проблема — ваше видение и решение — готовый результат». Так потенциальный работодатель увидит, что для вас дизайн — это не только о красивых картинках, а и о разработке решений, которые решают определенные задачи, о функционале. Также это демонстрирует серьезный подход к работе и понимание маркетинга, бизнес-задач.
Структурировать портфолио можно по-разному:
По тематикам работ. Например, дизайны на тему автомобилей, свадеб, детских игрушек. Такой способ подойдет, если у вас много работ в разных тематиках (хотя бы по 2-3 по 1 направлению). По объему и сложности проектов. Этот вариант уместен, если вы делаете работы разных уровней сложностей — например, лендинги на 5-7 блоков и на 10-15 с анимацией и геймификацией. По типу работ. Это когда вы занимаетесь разработкой и одностраничников, и сайтов-визиток, и многостраничных интернет-магазинов, и сайтов-портфолио. Рассортируйте работы по этим категориям.
Какие работы добавлять в портфолио? Добавляйте в портфолио только лучшие работы. В этом деле важно не количество, а качество. Даже если у вас есть 20 работ, но среди них гордитесь только 5, добавьте только эти 5. Если они реально крутые, этого будет достаточно, чтобы «продать» себя как специалиста.
А если работ нет, что делать? Около 30% примеров работ у дизайнеров фейковые, то есть выдуманные. Новичкам советуем поступать также. Можно придумать проект самостоятельно и очень круто реализовать. Идеи возьмите у коллег с большим опытом или навизуализируйте сами.
Как оформить работы для портфолио? В общем, есть 2 типа оформления работ для портфолио дизайнера. Первый подойдет, если вы планируете трудоустроиться в веб-студию, дизайн-студию. Его суть в том, чтобы подавать работы в формате кейсов, и помимо демонстрации самого дизайна показать ваше понимание проекта, ход мыслей, объяснение определенных решений. В таких кейсах присутствуют следующие структурные элементы:
цели, задачи проекта клиента, какие нужно было решить; ваше видение концепции работы, источники вдохновения; выбор типографики, цветовой гаммы с указанием их кодов, названий; сам дизайн с мокапами ноутбука, ПК; адаптивный дизайн на телефоне (на планшете — по желанию); какие-то фишки, необычные элементы, яркие решения (анимированные детали, примеры геймификации, рисованные элементы), внедрение трендов; благодарность за просмотр и уделенное время. Также можно использовать прототипы, по которым создавался проект.
Желательно добавить в кейсы интерактивные детали — например, анимированные мокапы. Не забывайте о макропланах, которые позволят задать некий ритм, темп просмотра кейса и позволят не заскучать.
Другой вариант оформления работ в портфолио — просто собрать их на сайте-портфолио, разместить скриншот главной страницы или ее части, макет и ссылку на сайт (если он уже готов).
Где лучше разместить свое портфолио? В принципе особой разницы нет. Но лучше не делать портфолио в конце резюме с ссылками на работы без картинок или какого-либо нормального объяснений. Такое воспринимается как непрофессионализм.
Возможны такие варианты:
Аккаунт на Behance. Сегодня эта платформа воспринимается как один большой портал с портфолио. Оформите работы в кейсы и публикуйте. А уже в резюме укажите ссылку на аккаунт и добавьте, что там размещено ваше портфолио. Собственный сайт. Об этом писали чуть выше, не будем повторяться. Страница в Instagram. Обязательно отдельная, только под проекты, без личных фото и лайф-стайл блога. Лучше подойдет графическим дизайнерам или моушн-дизайнерам, так как в постах удобно размещать видео и картинки. Но если вы делаете крутые первые экраны, концепты — это тоже хорошая платформа. Не забудьте в резюме прикрепить ссылку на этот рабочий аккаунт.
Несколько важных советов при создании портфолио Об общих и важных правилах поговорили, теперь о мелких, но очень значимых:
Перед поиском новой работы обязательно пересмотрите и обновите портфолио. Удалите с него работы, которые уже неактуальны и не демонстрируют все ваши возможности и умения. Имейте несколько разных портфолио на всякий случай. Одно дело, когда вы планируете устроиться работать в веб-студию, которая занимается разработкой разных проектов, а другое — когда хотите работать в компании в определенной сфере. Для первого случая подойдет портфолио с лучшими работать на разные темы, для второго — лучшие работы в нужной сфере и несколько работ из других ниш, но очень крутых по качеству исполнения. Если в последнее время крутых работ нет (такое тоже бывает), сделайте их сами. Не нужно никому рассказывать, что это выдуманный проект. Это не так важно. Важно, как вы его реализовали и продумали. Не отправляйте работы архивами (zip-, rar-файлы). Велика вероятность, что в таком случае ваше портфолио никто не рассмотрит и к вам отнесутся несерьезно. Уточняйте, что именно в проекте сделали вы. Например, сайт для поиска работы. Если в нем вы сделали, например, только шаблоны резюме или шаблоны презентаций , а саму концепцию, прототип придумал кто-то другой, так и пишите. Вранье никто не любит, тем более уже при первом контакте.
В общем, будьте честны, добавляйте в портфолио только лучшие работы и постоянно его обновляйте! Тогда трудоустройство для вас будет быстрым, успешным и безболезненным.