Бюджетный пиар с оттенком легкого душевного расстройства
Когда я работал над Freeloot, у нас почти (совсем) не было бюджета на пиар и маркетинг. Приходилось действовать ломом и ножовкой – получалось достаточно кустарно, а иногда очень нелепо, зато на рекламу не было потрачено ни единого рубля.
Чтобы было понятно, Freeloot – это бывшая биржа фриланса, переданная другому владельцу. Нашим основным принципом был принцип тотальной бесплатности (нда, тот еще бизнес намечался), а потому денег ни на что не было. Справедливости ради надо заметить, что и у обвешанных рекламой и с планами всевозможных монетизаций проектов часто нет приличного бюджета на пиар, тут мы не первые и не последние и ничего в духе одиночества или предчувствия кары конкурентов за демпинг не испытывали. Следовательно, можно сделать вывод, что те безумные и странные инициативы рекламы были следствием чего угодно, но только не затянувшейся депрессии и не мозговых слизняков (ибо мы круглосуточно носили шапочки из фольги).
Продакт-плейсмент
Мы решили поспорить с дизайнерами на их исключительное право круглосуточного употребления Ролтона, Доширака и других легальных отрав, заявив, что истинные ценители данных блюд – фрилансеры. Но не потому, что они якобы бедны, вовсе нет. Просто они постигли дзен, ну, или еще что-нибудь – если честно, я не помню, какую философскую концепцию потребовалось разработать для оправдания и, что даже важнее, пояснения наших действий недоумевавшим гражданам православной матушки-России.
А действия были следующими – прямо в магазинах мы, смело поворачивая в раздел продуктов быстрого приготовления, находили лапшу и липким, совершенно не поддающимся отдиранию двухсторонним скотчем приклеивали бумажечку с адресом нашего сайта и небольшим пояснением прямо на заветную упаковку кушанья.
Таким образом мы окучивали магазины недолго – скоро нами заинтересовались охрана и все-все-все, поэтому пришлось спешно понимать, какую чушь с риском для себя и своей репутации мы только что устраивали.
Осталось неизвестно, сколько фрилансеров узнали о нашем сайте через Ролтон. Достоверно известно только о двух – они сами написали нам, спросив, все ли с нами в порядке и поинтересовались, где такой забористый самосад выращивается.
Потом мы пробовали скупать лапшу, приклеивать свои наклейки и выдавать ее в людных местах, но это мероприятие плодов не принесло. За целый день на оживленной улице был встречен лишь один фрилансер, который постеснялся брать от нас лапшу и вообще отошел подальше. Наверное, не повезло.
Время развлечься
Рекламные ники во всяческих онлайн-играх – как стара технология и как заманчива! Нашим подопытным стала Agar.io, ставшая неожиданно популярной год назад где-то весной.
Играть честно было совсем грустно – маленьких бактерий никто не замечает, большие тоже довольно быстро съедаются, а рост массы идет слишком долго, поэтому мы написали простенького бота, который рождает множество бактерий с одинаковыми именами и отправляет их всех к центру.
Результаты были такими: 5 спамеров на сайт, один парень с хабра, сломавший нашего бота, и блокировка в Agar.io.
Потом мы тестировали подобную стратегию во многих других популярных онлайновых игрушках, и она оказалась вполне рабочей. Основное правило – играйте хорошо. Тогда остальные игроки проникнутся к вам долей уважения и посчитают нужным хотя бы задаться мыслью посещения сайта, указанного в нике.
Может, договоримся?
Вспомнив о том, что многие паблики ВКонтакте размещают рекламу у себя на страницах, мы решили прибегнуть и к этому средству, правда, с бюджетной стороны. Зачем тратить деньги на рекламу и покупать закрепленные посты, когда можно договориться?
Обещая будущие горы богатства и славы, мы договаривались на льготные или вовсе бесплатное размещение информации о нас. Все шло удивительно гладко, и мы действительно планировали выполнить все обещания о сотрудничестве, но произошло непоправимое: на сайте было размещено так много ссылок на наших «партнеров», что умные алгоритмы одной поисковой системы выбросили нас из поиска, и мы мигом стали никому не интересны.
Оправившись после сего несчастья, мы с удивлением и горечью обнаружили, что только один человек желает продолжать работу с нами. С ним мы, собственно, и работали все это время, честно выполнив все данные обещания после продажи проекта другому владельцу.
На свежем воздухе
Мы стоим на оживленной улице и с глупой улыбкой подходим к людям, спрашивая, не найдется ли у них минутки поговорить о фрилансе.
Пожалуй, даже акция раздачи лапши была интереснее и полезнее. Нет, несколько человек согласились поговорить с нами, но никто ничего внятного сказать не смог. Если честно, я был удивлен, насколько странными бывают люди – не зная ничего о фрилансе и им не интересуясь, они, видимо, только из-за желания поговорить подходили к нам и несли что-то об онлайн-играх и Apple. Остальные самым бесцеремонным образом проходили мимо, не поворачивая головы и делая вид, что резко задумались о судьбах мира.
Никакой полезной информации и усталость – если ваша аудитория не слишком большая, никогда не проводите подобные опросы.
Продакт-плейсмент #2
В этот раз пришлось деньги потратить – мы заказали кружки и одну футболку с логотипом нашего сервиса. Красивые, в общем-то, вещи – наш логотип на фоне космоса, звезда там какая-то, и все чёрно-белое.
Все эти кружки и футболки были заказаны в двух партиях, и если первая была отправлена нашим партнерам и «просто по знакомству», то вторая так и лежит в меня дома неподъемным грузом. Никакой конкурс организовать так и не удалось, а красивые вещи с логотипом неизвестного бренда никому оказались не нужны (иначе быть и не могло).
Самое неприятное, что и первая партия не оказала значительного влияния на наше положение в иерархии бирж: все-таки подобные акции предпринимать нам было еще рано; нам нужен был пиар, такие же инициативы обладают исключительно имиджевым свойством. К тому же, почта России неизвестным образом потеряла пару кружек, что тоже было очень неприятно.
Илья, если ты читаешь этот текст, скажи, пришла ли уже эта чертова кружка.
Бюджетный итог
Если у вас много свободного времени, а сами вы молоды, бодры и веселы – можете тратить свое время на подобную ерунду. Я знал одного человека – у него был проект какой-то онлайн-косметички для женщин, и тоже не было бюджета. Так вот, парень знакомился с девушками и без умолку болтал о своем сервисе. Кто-то из его пассий даже пользовался этой косметичкой. Но после трех месяцев подобной ерунды выяснилось, что положение дел у его проекта почти не изменилось, а сам он заработал СПИД.
Ладно, про СПИД – это была шутка :)
Но провернуть реально эффективную и интересную «безбюджетную» пиар-кампанию сможет далеко не каждый. Тут нужно быть не глупым и талантом особым обладать, и, что, кажется, важнее всего, быть в тренде всех-всех движух. Такое сочетание встретить можно достаточно редко (по-моему, последний пункт очень сильно отупляет и ограничивает людей); если вы способны сами на такое или в команде у вас есть нужный человек, то дерзайте. Развлечение и опыт никогда не бывают лишними.
А если нет – то и не тратьте время. Воспользуйтесь методами потрадиционнее или приведенными ниже.
Адекватный бюджетный пиар
Работая над Tucanus’ом, мы стали несколько адекватнее, да и опыт появился, а потому применяем другие методы саморекламы – бюджета ж нет, но делать что-то надо.
Во-первых, это упоминание проекта в чатах о стартапах, бизнесе и сайтах различных мессенджеров. Совсем не обязательно выдумывать хитрые комбинации будто бы «случайного» упоминания; во многих чатах принято публиковать приветственные сообщения с хештегом #whois, где можно рассказать, чем ты занимаешься.
Эту теорию мы применили на практике в одном из Telegram-чатов, найденных в этом списке. Кроме весьма солидного количества переходов удалось получить и много фидбека, и много заказов на печать изделий.
Во-вторых, так называемое «выуживание» клиентов из социальных сетей и простых сайтов. 3D-печатью в России занимаются пока немногие, а потому мы просто понаблюдали за несколькими крупными пабликами VK, после чего прямо написали активным комментаторам, кто мы такие и чего хотим. Результат оправдал надежды.
В-третьих, старое доброе SEO. У нас можно заказать 3D-изделие, но сегодня обычные люди не понимают, какое именное изделие им можно заказать. В таких условиях приходилось бы делать невесть что, если бы мы не создали каталог 3D-моделей (вы же не обидитесь, если я оставлю здесь ссылочку?). Теперь половина новых посетителей приходит из поисковых сетей, показатели времени нахождения на сайте увеличились, а люди начинают понимать, как 3D-принтеры сделают их жизнь легче и гораздо интереснее.
Если вы все же не можете успокоиться и рветесь в бой, то разработайте собственную философию проекта – ваша миссия, цель и так далее. Метод сработает, только если все это будет не черствым и хоть немного приближенным к реальности. В процессе продумывания идей и постигания дзена глаза должны «загореться», а вы – еще больше поверить в свое дело.
Затем бегом на конференцию, к другу, etc – рассказывать о том, чем ты занимаешься. Будет получаться куда убедительнее, и, если раньше люди за вами не шли и вам не верили, появится шанс изменить такое печальное положение дел.
В общем, главное – работать над собой. Ваш проект – это ерунда, если вы представляете из себя, пардон, ничтожество.