Мне довелось учиться у Алана Купера, одного из основателей юзабилити в мире, а также узнать про процесс проектирования в крупных западных компаниях. Позже я участвовал в создании трёх отделов проектирования в крупных российских компаниях: Акронис, Яндекс и Лаборатория Касперского.
Давайте посмотрим, как строится процесс проектирования и отметим специалистов, ответственных на каждом этапе. В небольших компаниях один специалист может выполнять сразу несколько ролей. Так часто бывает.
Процесс проектирования:
Интервьюируем бизнес — узнаем бизнес-цели с приоритетами, узнаем первичную / маркетинговую информацию о ЦА (UX-исследователь, UX-аналитик) Выбираем методику исследования, формулируем описание кластеров ЦА, формулируем гипотезы для проверки (UX-аналитик) Проводим исследование и фиксируем все показатели / метрики (UX-исследователь) Анализируем данные исследования и делаем аналитический отчет (UX-аналитик) Разрабатываем концепцию, включая синтез персонажей, разработку пользовательских сценариев, CJM и схему структуры продукта. (UX-аналитик) Разрабатываем макет и все тексты для интерфейса (UI-дизайнер, проектировщик интерфейсов, UX-писатель) Создаем детальную графику (дизайнер детальной графики) Должностные обязанности специалистов:
UX-аналитик — выявляет цели и задачи бизнеса с их приоритетами, руководит проведением пользовательских исследований, проводит анализ рынка и оценку основных продуктовых метрик. Часто этот блок работы включают в задачи продуктового маркетолога.
Основные задачи:
— организация и проведение количественных и качественных исследований на разных этапах жизни продукта
— разработка аналитического отчета по результатам проведенных пользовательских исследований
— проработка функционала сервиса / проекта (совместно с дизайнерами, исследователями, разработчиками)
— разработка концепции продукта (синтез персонажей и разработка пользовательских сценариев)
— разработка структуры продукта
UX-исследователь — проводит пользовательские исследования для выявления характеристик, целей и задач пользователей.
Основные задачи:
— подбор методологии для проведения исследования (модерируемые/немодерируемые,удалённые/очные юзабилити-тестирования, юзабилити-экспертиза, фокус-группы, глубинные интервью, методики карточной сортировки, анкетирование, полевые наблюдения, А/Б тесты, eye-tracking и пр.)
— проведение исследования и фиксация результатов, замер метрик
— первичная обработка данных, обработка статистики
UI-дизайнер или проектировщик интерфейсов — проектирует интерфейсы.
Основные задачи:
— разработка дизайн-концепции продукта
— проектирование всех страниц, окон и блоков на основе пользовательских сценариев
— проверка решений
— контроль качества реализации интерфейса разработчиками
UX-писатель — создаёт тексты для интерфейсов.
Основные задачи:
— взаимодействие с менеджерами, дизайнерами и маркетологами на предмет создания текстов для интерфейсов (меню, сообщения об ошибках, подсказки и пр.)
— работа с текстами на лендингах, в рассылках, опросах, статьях и т.д.
— создание и поддержка ред. политики
Графический дизайнер — создает детальную графику
Основные задачи:
— Разработка визуального стиля, брендбука, стилевых руководств— Разработка пиктограмм— Разработка фонов, иллюстраций и пр.
Мы рассмотрели основные специализации в UX. Выбор за вами и помните, важно получать удовольствие от того, что вы делаете, именно это определяет результат.
На этапе входа в профессию вы всё время учитесь. Дальше пробуете применять знания, приобретаете практический опыт. Снова учитесь, но теперь уже больше на практике, чем в теории. Спустя полгода — год уровень ваших знаний и навыков достигнет ступени junior или младшего специалиста. Принято выделять три ступени: junior, middle, senior. Это может быть применимо ко всем позициям в UX.
Совет 7: найдите своё место
Профессия UX-исследователя относительно молодая, появилась она около 20 лет назад. Роль исследователя и набор компетенций часто зависят от специфики бизнеса конкретной компании. У крупных продуктовых и сервисных компаний, где есть UX- лаборатории, есть чёткое деление на специализации. Такие компании могут себе позволить нанять нескольких специалистов: исследователя, аналитика, дизайнера, писателя. У каждого из них свои задачи, работа строится на принципах дизайн-мышления или agile.
Сразу попасть в такую компанию удастся, если у вас есть опыт от 1 года до 3 лет в UX. Вкладываться в образование и развитие человека без опыта работодатели не стремятся, это дорого и долго. И чаще всего не эффективно, т.к. получив опыт сотрудник уходит в другую компанию, где будут платить больше и дадут должность выше.
Исследователь может расти как при переходе из компании в компанию, так и внутри одной компании, прокачивая профессиональные и менеджерские навыки.
Часто внутри крупных компаний объём задач для исследования превышает возможности внутренней лаборатории и часть задач отдаётся в агентства. Это хорошая возможность вырасти от стажера до самостоятельного исследователя, поработать с разными сферами бизнеса, продуктами и сервисами.
Модель работы в «Ю-эксперт» именно такая: есть команда, размер которой варьируется в зависимости от ситуации на рынке. Если у нас много проектов в работе, то команда может достигать 15 человек.
Работа проектная, с почасовой оплатой. Это позволяет сотрудникам понимать свою загрузку и варьировать заработок.
Меня вдохновил пример Джефа Джонсона. Он создал успешную компанию UI Wizards — http://www.uiwizards.com/about.html , в которой постоянно работает он один, сотрудников он нанимает на конкретные проекты. С его компанией сотрудничают Microsoft, Apple и другие известные бренды. У него нет огромного офиса в бизнес-центре и штата сотрудников. Я понял, что можно обойтись без инвесторов, и начать свой UX-бизнес здесь и сейчас. Достаточно быть экспертом в своей области и самостоятельно представлять компанию. Покинув Яндекс, я сделал серию крупных проектов для Касперского. А позже создал свою компанию и собрал команду людей, с которыми и сейчас сотрудничаю.
Важно найти своё место, свою команду и любимое дело. Ищите и не бойтесь менять среду вокруг себя.
Совет 8: научитесь работать в команде
Специфика UX такова, что это всегда часть командной работы по созданию продукта или сервиса. Она всегда существует в привязке к бизнесу и конкретному продукту. Это значит, что одним из важнейших навыков для исследователя является навык коммуникации, взаимодействия с командой. От сбора необходимых данных, до презентации результатов и внедрения «фич».
Все современные подходы к разработке продуктов основаны на работе кросс-функциональных команд. Собираются специалисты разных подразделений (маркетинг, дизайн, разработка и т.д.) и вместе работают над созданием, доработкой продукта или сервиса.
В идеальном мире каждый член команды вовлечен, активен, открыт и несёт ответственность за свою часть работы и общий результат. Однако в реальности команды проходят разные этапы развития и сталкиваются с множеством трудностей, например, отсутствие доверия, нежелание признавать свои ошибки, страх перед конфликтами, двусмысленность в общении, избегание ответственности, невнимательность к результату совместной работы.
Помните, что любой работодатель хочет нанять не только профессионала, разбирающегося в своём деле, но и командного игрока. Иначе ваши навыки и опыт бесполезны. Работая в команде, соблюдайте несколько несложных принципов:
— задавайте вопросы и проявляйте интерес: ведите конструктивный диалог, проявляйте здоровую любознательность
— будьте гибким: все мы живые люди, болеем, устаём и часто не успеваем что-то сделать вовремя, поэтому рассчитываем на человеческое отношение в таких ситуациях
— будьте надёжным: если вы компетентны, обязательны и пунктуальны, члены команды смогут рассчитывать на вас в любой ситуации
— уважайте коллег: искренность, вежливость и внимание к окружающим залог здоровой обстановки в команде
— будьте позитивными: благоприятная атмосфера, дружелюбный настрой и комфортный микроклимат напрямую влияют на результаты
Для комфортного и продуктивного общения в удалённом режиме важно:
— согласовать с командой общий режим работы, это позволит быть всем участникам в доступе для решения текущих задач;
— поддерживать контакт: физической близости теперь меньше или нет совсем, встречайтесь онлайн, обсуждайте сложные задачи голосом, а не в переписке;
— формулировать повестку онлайн встречи заранее, прийти должны те, кому есть что сказать;
— разделять групповые чаты для решения рабочих вопросов и бытового общения.
Совет 9: вдохновляйтесь
Со временем привычная работа может превратиться в рутину. Выполняешь привычные задачи и не замечаешь, как то, что тебя так вдохновляло когда-то становится скучным и обыденным.
Как быть? Как вернуть запал и поддерживать интерес к тому, что делаешь?
Однажды мне предложили провести обучение по User Experience в компании Pixonic. Задача казалась не новой, к тому времени у меня был большой опыт создания отделов изучения пользовательского опыта. Нужно было помочь дизайнерам и разработчикам освежить и углубить в памяти правила и принципы клиентоориентированного подхода на примере их практических задач.
За время работы я сдружился с ребятами из Pixonic и вдруг осознал, что получаю невероятное вдохновение от возможности делиться знаниями и опытом. Мы строили гипотезы, спорили, обсуждали и решали задачи.
Как-то раз, придя домой после очередного рабочего дня, я стал делится впечатлениями с семьей. Оказалось, что мой сын увлёкся игрой «War Robots», которую разрабатывал Pixonic, а я помогал создателям игры делать удобные интерфейсы. Это совпадение воодушевило нас обоих и я попросил организовать сыну экскурсию: он попал в лабораторию, где разрабатывали новых персонажей и игровое оружие. Ему дали понаблюдать за процессом и даже пострелять. Мы оба были в полном восторге.
Этот принцип я перенес в «Ю-эксперт». Мы берём стажёров и делимся с ними опытом, даем возможность учиться, если человек заинтересован.
Такой взаимообмен опытом и знаниями держит меня и моих коллег в тонусе и заряжает энергией.
Делитесь знаниями, это вдохновляет!
Совет 10: не забывайте про личную жизнь
Как-то меня спросили, кем бы я стал, если бы не занялся юзабилити?
Я не задумываясь ответил, что с удовольствием бы занялся психологией, практиками осознанности и дыхательными практиками. Я легко могу превратить это в призвание. Это большая часть моей жизни, которая наполняет ее смыслом, дает мне духовный рост и повышает уровень осознанности. Мне нравится ходить в походы в горы с друзьями, покорять вершины, путешествовать по миру. Люблю играть на гитаре, а недавно вместе с сыном осваивал барабаны. Иногда просто почитать хорошую книгу — большое удовольствие.
Личное пространство, время для семьи и себя, это обязательное условие гармоничной жизни человека, так уж мы устроены.
Не забывайте про эту важную часть и всё получится!