ТОП-5 способов уменьшить расходы магазина
1. Обновление ассортимента
Возможно, скажу достаточно банальную вещь, но о ней многие забывают: постоянно оптимизируйте свой ассортимент. Не стоит закупать у поставщиков ультрамодные платья с глубоким декольте и открытой спиной, если ваша основная аудитория — это женщины 40+, которые предпочитают комфортную повседневную одежду. Да, расширять ассортимент и дополнять его оригинальными моделями нужно. Но не в той ситуации, когда вы интересуетесь сокращением расходов. Если бюджет ограничен — закупайте только ту продукцию, которая реально нужна сейчас вашей аудитории.
2. Автоматизация бизнес-процессов
Огромная часть расходов компаний уходит на содержание сотрудников. Как минимум — на бухгалтера и 3-5 менеджеров. Это самый лайтовый вариант. С развитием затрат становится больше: маркетолог, директор по продажам, руководители отделений и т.д.
Расходы на сотрудников логичны. Кто-то же должен отвечать на вопросы покупателей и анализировать ситуацию на рынке. Но дело в том, что это может выполнять автоматизированная программа. Например, чат-бот с поддержкой естественного языка может заменить менеджера. Он также будет отвечать на сообщения пользователей на сайте интернет-магазина. Но с небольшой разницей:
- Чат-бот работает круглосуточно, средняя цена его разработки — 150 000 рублей, помесячной оплаты нет.
- Менеджер работает строго по графику, средняя месячная зарплата — 40 000 рублей.
Даже если сравнивать расходы за год, разница будет ощутимой: 150 000 руб. против 480 000 руб. А если учесть, что бот работает годами и может заменять нескольких сотрудников, то она окажется колоссальной.
3. Ревизия поставщиков
Поставщики — это самая больная тема всех магазинов. Причин тут две:
- Огромный выбор потенциальных поставщиков. Чисто физически изучить всех нереально. Например сейчас в Турции около 1000 реально неплохих поставщиков. Чтобы воочию оценить ассортимент каждого, вам нужно будет потратить как минимум неделю своей жизни и под 1000$ на дорогу.
- Непостоянство предложений. Чуть ли не каждый месяц на рынке появляются поставщики, которые готовы предложить вам лучший товар по более выгодной цене.
Решение проблемы с поставщиками следующее:
- Не останавливайтесь на одном подрядчике;
- Постоянно пересматривайте список своих поставщиков.
Ездить в ту же Турцию для знакомства с новыми компаниями-поставщиками необязательно. Сейчас с поиском подрядчиков дела обстоят гораздо проще. Вместо того, чтобы тратить на посещение Турции под 50 000 рублей, проще купить уже готовую базу тех же турецких поставщиков и заказать их продукцию в онлайн-режиме.
Причем переживать в данном случае за качество продукции или внешний вид товара не стоит: перед заказом вы точно также познакомитесь с актуальным ассортиментом поставщика — по видео или фото. На самый крайний случай можно отправить знакомого из Турции на склад, чтобы он провел проверку лично.
4. Аутсорсинг
Еще один неплохой вариант экономии на штате — это аутсорсинг. Особенно это касается малого бизнеса, который только начинает развиваться. Не спешите нанимать надежного и добросовестного бухгалтера и заключать с ним контракт. Любые бухгалтерские услуги можно отправить на аутсорс. Опять же, разовая услуга бухгалтера обойдется вам в 2-5 тысяч максимум. В то время как на зарплату штатного сотрудника придется тратить в десятки раз больше ежемесячно. Из личного опыта скажу, что ежедневные услуги бухгалтера нужны только реально крупным компаниям.
5. Эффективные каналы маркетинга
Почти все начинающие компании бросаются в маркетинг с головой: SEO продвижение, наружная реклама, SMM, таргет... Логика в этом есть. Но лишние затраты — тоже. Выбирайте канал продвижения исходя из своей аудитории. Если это молодые девушки и парни, то основной упор делайте на соцсети. Если вы продаете товары для возрастной категории (40+), то лучше продвигать магазин в поисковых системах и параллельно использовать наружную рекламу.
Чтобы продвижение было максимально эффективным и минимально затратным, можно воспользоваться услугами аналитика. Он проанализирует вашу аудиторию и подберет наиболее удачный способ продвижения. Можно обратиться в web-агентство или заказать услуги фрилансеров через доски объявлений, биржи (вариант фрилансерами — дешевле).
А вот самостоятельно «тестировать» все маркетинговые каналы точно не стоит. Это приведет к тому, что вы просто сольете огромную часть бюджета и не сможете определить какой из способов продвижения приносит максимальный эффект.
Вместо итога
Оптимизация расходов магазина строится на следующей формуле:
«база хороших поставщиков с актуальным и выгодным ассортиментом»
+
«максимальная автоматизация всех возможных процессов»
+
«целевое продвижение по наиболее эффективному для конкретной ЦА маркетинговому каналу».
Вот и все. Надеюсь, эта информация была для вас полезна и интересна. Если это так — дайте знать в комментариях. Ну а чтоб оставаться в курсе трендов в продажах и знать все о крутых поставщиках — подписывайтесь на мой блог и Телеграм-канал.