6 шагов при разработке: от эйфории до реального продукта на полке
Очень много пишут о разработке IT продуктов и почти ничего о разработке в пищевой индустрии, хотя разработка продуктов питания не менее увлекательное дело.
Данной статьей мне хочется восполнить эту несправедливость, поделиться нашим подходом к разработке и рассказать, какой путь проходит продукт прежде, чем появиться в продаже.
В нашей компании за разработку новинок отвечает продуктовый отдел, состоящий из Product менеджера, Project менеджера и маркетолога. Это те самые ребята, которые выполняют большую часть работы при создании продуктов.
Для нас — product менеджер — это хранитель продукта. Он самый главный в процессе разработки человек. Его ключевые задачи:
— анализ и подтверждение гипотез;
— анализ рынка;
— анализ конкурентов;
— составление тех задания на продукт;
— управление запуском
— анализ недостатков продукта и инициирование его доработки
Project менеджер — это помощь в координации работы над проектом, управление временем, сроками и бюджетом разработки продукта.
Создание нового продукта — это многоступенчатый процесс от возникновения идеи, проработки концепции до создания первой жизнеспособной версии (MVP) и вывода на рынок. И хотя продукты каждый раз уникальны, процесс идет по определенным заранее этапам. Все начинается с гипотезы. Каждая идея перед тем как быть взятой в работу проходит фильтрацию — обсуждение в кросс функциональной команде. Основные вопросы, по которым мы прогоняем гипотезу: — Как новый продукт соотносится с текущим ассортиментом, нет ли конкуренции с другими продуктами? — Новый продукт возможно производить на имеющемся у компании оборудовании? — Отдел продаж сможет продавать данный продукт через текущую клиентскую базу? — Какие у будут преимущества у нового продукта? Менеджеры по продажам смогут доносить их до покупателей? После того как гипотеза прошла этап фильтрации начинается ее глубинный анализ. На этой стадии проводится исследование рынка: изучаются выводы из отчетов аналитики, проводится мониторинг полок магазинов, определяются конкуренты и емкость рынка. По итогу исследования гипотезы формируется видение продукта: его формат, упаковка, место на полке и каналы продаж. Завершается исследование созданием бизнес-модели продукта. В данном этапе формируется кросс функциональная проектная команда. При составлении бизнес-модели нам необходимо рассчитать рентабельность продукта. Мы прогнозируем: — выручку на новый продукт, исходя из емкости рынка, текущих каналов продаж и текущей производительности производства; — переменные затраты на производство продукции. В случае необходимости покупки нового оборудования рассчитывается срок его окупаемости. Если идея продукта прошла глубинный анализ и было принято решение о дальнейшей его разработке, то формируется тех. задание для технолога на разработку. Тех. задание — это детальное описание будущего продукта: наименование, вес, условия и срок хранения и другие тех характеристики. Разработка технико-технологической карты проходит на производстве по отдельному чек-листу. Параллельно запускается тех.задание на разработку и дизайн упаковки. После утверждения mvp (минимально жизнеспособной версии продукта) происходит декларирование, ТТК вносится в программу учета, составляется спецификация, где описываются все характеристики на продукт. Отдел маркетинга начинает упаковку продукт для отдела продаж на этапе подготовки документации: готовится вводная информация для менеджеров, презенторы, дегустационные образцы, шаблоны писем. Заканчивается разработка продукта и начинается период анализа, получения обратной связи и доработки продукта. Разработка нового продукта весьма сложный и ресурсозатратный процесс. Поэтому до того, как все побежали делать сам продукт, нужно обязательно уделить время на проведение глубинного исследования и расчету экономики. Автор: Елена Буткова, руководитель коммерческого отдела

Возникновение идеи — этап эйфории
Глубинное исследование — падение «розовых очков»

Бизнес- модель продукта
Составление технического задания и разработка
Подготовка документации
Предпродажная подготовка

