Лучшие статьи и кейсы стартапов
Включить уведомления
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо
Главное Свежее   Проекты
Рекомендуем
Продвинуть свой проект
1 528 9 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Пять ошибок или как мы создавали стартап!

В далекой, далекой галактике...хотя нет, не так. В банке, на работе, между подготовкой отчета по продаже одной крупной российской компании и поиску аналитики на американский сайтах..

С чего все начиналось?

В далекой, далекой галактике...хотя нет, не так. В банке, на работе, между подготовкой отчета по продаже одной крупной российской компании и поиску аналитики на американский сайтах, наткнулся на сайт:b_56c1f95d73d29.jpg

Это одна из крупнейших фандрайзинговых платформ для привлечения пожертвований. На тот момент, пришла идея создать фандрайзинговую платформу для привлечения пожертвований для благотворительных фондов и религиозных организаций (православных храмов) в России. С одной стороны это хорошее дело, а с другой социальное предпринимательство. Конечно есть и личная причина, почему решил создавать проект в социальной сфере, но это уже не для формата Spark.

Итак, первые шаги для создания стартапа (как и любого бизнеса):

  1. Собрать и проанализировать информацию
  2. Построить финансовую модель
  3. Подготовить организационный список дел (если проще Бизнес-план)
  4. Сделать презентацию и убедить инвестора
  5. Собственно выполнить намеченное =)

На первый пункт потребовалось почти 3 месяца. После анализа российских и зарубежных аналогов, было решено акцентироваться на платформе для православных храмов. В России прямых конкурентов не было, поэтому задача с одной стороны упрощалась, а с другой возникало масса вопросов.

Необходимо было собрать информацию из первых уст. Обойдя несколько знакомых священников и около 5 незнакомых, был сформирован основной список мнений и предложений.

Прогнозная финансовая модель была построена по месяцам на 1 год вперед. Создание детальной модели и на больший срок для ИТ-стартапа, тем более, без прямых аналогов, бессмысленное занятие.

Сам бизнес-план состоял из 10 страниц и больше походил на организационный план, чем на классический бизнес-план. Ввиду того, что внешних инвесторов или кредиторов нет, то и красивый 50-100 страничный бизнес-план с “оптимистичными” показателями в финансовой модели не нужен. Хотя мне кажется, что прошли времена, когда непрофильные инвесторы вкладывали в ИТ-стартапы, тем более без консультантов в этой области.

Совет: Постарайтесь обойтись без внешних инвесторов как можно дольше, лучше сконцентрируйтесь на вашем продукте, а не на презентациях и беготне за инвесторами. Чем дольше вы без инвесторов, тем больше у вас свободы действий и возможностей изменить проект.

Мы подошли к последнему и самому главному пункту, реализации планов.

Первая ошибка: Надо нанять компанию для разработки сайта

Самой простой способ создать сайт и/или продукт, нанять внешнего подрядчика. В нашем случае была выбрана достаточно известная студия, занимающаяся ИТ стартапами. Первые 3 недели ушли на согласования, еще около 4 месяцев ушло на создание сайта. По окончанию 4 месяца, стало понятно, чтобы доделать сайт нужно еще порядка 4 месяцев тестирования, доработок, исправления ошибок.

По стоимости, разработка выходила дороже, чем содержание собственной команды. Поэтому было решено не продлевать договор, а собрать собственную команду и думать над переходом с ASP.NET.

Студия использовала платформу ASP.NET, но с ней возникло множество сложностей:

  • Во-первых найти разработчиков оказалось достаточно сложно в Москве, не многие работают с .NET;
  • Во-вторых не устраивала скорость разработки на ней, а тем более необходимость достаточно большого количества времени для исправления чужих ошибок.

В итоге остановились на Python (Django) и закрыли первый сайт. Забегая вперед, мы за 1,5 месяца реализовали почти в два раза больше, чем за 4,5 месяца со студией.

Вторая ошибка: Нужны партнеры по бизнесу, для совместного развития проекта

Если вы изначально создавали проект один, то партнеры по бизнесу нужны только для того, чтобы дешево (бесплатно) закрыть те компетенции, в которых вы слабы. Это могут быть связи (в т.ч. продажи), финансы или технические вопросы. Если вы понимаете, что дешевле нанять со стороны - нанимайте. Если вашим партнерам нужна корпоративная квартира, авиабилеты и такси - это не ваши партнеры.

Третья ошибка: Надо арендовать дорогой офис

Не скажу, что это критическая ошибка. Офис надо выбирать, не столько дорогой, сколько удобный по расположению либо к своим сотрудникам, либо к клиентам. Все зависит от вашего бизнеса. На старте, офис мы арендовали в центре, но после формирования команды переехали в сторону проживания большинства.

Забавная история произошла, когда мы заехали в первый офис, в бизнес центре класса А.

Примерно через две недели, к нам неожиданно нагрянули сотрудники ОБЭП в штатском и около 3-х часов допрашивали. Оказалось в данных офисах можно получить юридический адрес на время аренды и по их словам, до нас в нашем офисе сидела компания, которая занималась мошенничеством с кредитными картами.

Хорошее начало - подумали мы, но на этом история не закончилась.

На следующий день к нам подошел охранник данного БЦ, с расспросами о том, кто вчера был. Он рассказал уже свою версию, о том, что это были не сотрудники ОБЭПа, а рейдеры, которые пытаются организовать захват одной строительной компании.

Мы так и не поняли кто прав, а кто виноват.

Четвертая ошибка: Достаточно юриста на аутсорсе

Перед тем как зарегистрировать юридическое лицо и начать работать, необходимо закрыть все юридические вопросы. Для этого мы обратились в одну крупную юридическую компанию. Помните, слова “стартап” и “тут простая схема” поднимают ценник до 1 млн. рублей, а если прибавите НКО, то до 1,5 млн. руб. и в качестве бонуса вам подарят слово “возможно”. По моему мнению, слово “возможно” и 1,5 млн. руб. не коррелируют. Итог 7 юристов на аутсорсе, ваши правильные вопросы и 40 тыс. рублей.

Но к сожалению, для долгосрочного сотрудничества юристы на аутсорсе не подходят. Нам часто требовалось корректировка договоров, соглашений, схем взаимодействий, с которыми люди на аутсорсе не справляются, тем более быстро. На данный момент у нас юрист в штате.

Пятая ошибка: Пять мнений из рынка, вполне достаточно для понимания всего рынка в целом.

Начиная активно заключать договора с храмами, мы узнали, что с 2015 года все договорные отношения (особенно денежные) проходят только после получения одобрения самого Патриарха. Мы пробовали разные пути, получения согласия, но в итоге пришли к официальному письму. После согласования юридического департамента, наше письмо пошло в долгий путь согласований и утверждений. На текущий момент окончательного ответа не получено, тем временем банковская система все сильнее закручивает гайки по работе с религиозными организациями.

На данный момент, на платформе “МЫ-ЛЮДИ” (wearethepeople.ru) представлены социальные проекты некоммерческих организаций, в основном благотворительных фондов.

Но скоро появятся и творческие проекты, но уже в другой ипостаси.

В следующих публикациях расскажу про фандрайзинг, какие возможности предоставляет наша платформа для социальные проектов. И конечно же, отдельно расскажу про краудфандинг, творческие проекты, как мы шли к этому и не только.

+2
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Подбираем рекоммендации...
Комментарии
Первые Новые Популярные
Арт Лигал
Креативный подход к решению правовых проблем
Иван Бардов
"слова “стартап” и “тут простая схема” поднимают ценник до 1 млн. рублей, а если прибавите НКО, то до 1,5 млн. руб. и в качестве бонуса вам подарят слово “возможно”. По моему мнению, слово “возможно” и 1,5 млн. руб. не коррелируют. Итог 7 юристов на аутсорсе, ваши правильные вопросы и 40 тыс. рублей".
Если люди всемером работают за 40К рублей, когда за аналогичную деятельность с вас просили 1-1.5М, то это вызывает вопросы к качеству)
Ну и да, вне зависимости от ценника слово "возможно" никуда не денется.
Ответить
Alexander Radchenko
Когда ставишь нестандартную задачу, особенно если в нее входит не самая популярная область связанная с НКО, то это будет дорого. Это связно в основном со временем, которое необходимо затратить сотрудникам на поиск решения (причем не только юристам, но и бухгалтерам). Мы пошли по другому пути, самостоятельно разобрались в оптимальной для нас схеме и разделили основную задачу на подзадачи. Подзадачи получились достаточно простыми, на которые мы отдельно нашли уже профильных специалистов. Поэтому качество не упало. Единственный минус - пришлось потратить собственное время. Возможно, наняв компанию мы бы получили ответы быстрее.
Ответить
Русский хаб в Гонконге
Коворкинг и консультационный центр для тех, кто собирается или уже решил запусти
Valentin Savenkov
Согласен с Иваном. Предложение "Итог 7 юристов на аутсорсе, ваши правильные вопросы и 40 тыс. рублей" с точки зрения русского языка не имеет смысла. Уважаемый автор, проясните, пожалуйста, этот момент. Сколько вы сейчас платите вашему штатному юристу? 40К? А юридическая контора с вас хотела поиметь 1,5 млн.?
Ответить
Alexander Radchenko
Штатному юристу мы платим чуть больше и вполне достаточно для решения наших текущих вопросов) Относительно юр. компании, данная сумма была запрошена на разработку схемы работы и подготовку договорной базы. Мы потратили около 40-70К на подготовку договорной базы - это факт.
Ответить
Русский хаб в Гонконге
Коворкинг и консультационный центр для тех, кто собирается или уже решил запусти
Valentin Savenkov
Теперь понятно. Спасибо за ответ!
Ответить
STUDYFLOW
Образовательная онлайн-платформа.
Константин
Если Ваш проект ориентирован на рунет, то я бы для простоты запоминания выбрал вместо адреса http://wearethepeople.ru/ адрес мылюди.рф или нечто на транслите.
А вообще социальный проект - это всегда хорошо. Мало их в рунете, в пору создавать соц. проект по сбору помощи соц. проектам)
Ответить
Alexander Radchenko
Спасибо за совет, мы подумаем над дополнительными адресами. На самом деле социально направленных стартапов достаточно большое количество, даже в России =) А вот относительно помощи соц. проектам, я все таки придерживаюсь позиции, что любой социальный бизнес (не путать с благотворительностью) должен окупаться и приносить доход, без внешней помощи.
Ответить
ВРадуге
Платите меньше в ресторанах и кафе, экономя до 70% от каждого счета
Сергей Тихановский
А вы зарабатываете уже на этом или пока все еще тратите? И интересно бы вам было иногда встречаться с другими основателями стартапов и делиться полезной информацией или серфинг по просторам интернета вам больше по душе и удобнее нежели живое общение?
Ответить
Alexander Radchenko
Пока у нас инвестиционный период, на самоокупаемость пока не вышли. Не часто, но иногда меня можно встретить на встречах в Starttrack. Всегда готов к диалогу)
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать