Как выбрать CMS для сайта?
Театр начинается с вешалки, сайт начинается с CMS
CMS - это система управления сайтом, совокупность функций для редактирования его наполнения и функционала. В IT среде можно встретить небрежное слово «движок», которое в русском языке, безусловно, более чем описывает главную идею CMS. По своей сути, «Content Management Software» - это инструментарий для обработки, хранения, публикации информации, из которой состоит ваш сайт.
Какими бывают CMS?
Разнообразие в сегменте предлагаемых систем просто поражает. Безусловно, есть статистически наиболее популярные виды, есть менее распространенные «движки» - у каждого есть свои преимущества и недостатки. Пожалуй, самым главным отличием для пользователя, который только собирается познакомиться с процессом создания сайта и имеет ограниченный бюджет, станет вопрос стоимости использования той или иной площадки. У каждой CMS своя цена, при этом разница в цифрах может быть поразительной. Существуют также бесплатные системы в открытом доступе — это еще сильнее усложняет выбор.
И хотя в описании к различным CMS можно найти длинные перечни условно полезных функций, доступных исключительно за деньги, по уверению разработчиков, на самом деле главным различием между платной и бесплатной версией является наличие техподдержки.
Вы поняли правильно: дополнительная оплата — это стоимость услуг консультанта, который помогает вам разобраться принципами пользования той или иной CMS на различных этапах. Это звучит крайне удобно и часто заставляет пользователей делать выбор в пользу такой доступной информации, однако и для тех, кто предпочел бесплатные системы, найдется выход из любой сложившейся ситуации: к счастью, существует огромное количество форумов и площадок, наполненных информацией о пользовании бесплатными CMS.
Больше половины сайтов (а именно немногим более 55%) сделаны на основе наиболее популярных бесплатных CMS. Это обосновано элементарной логикой: стоит ли переплачивать, если необходимый набор инструментов можно получить и бесплатно? Только в случае недостатка функционала для реализации сложных идей появляется необходимость прибегнуть к платным CMS, да и это далеко не стандартная ситуация.
Сделано «на коленке»
В поисках оптимального решения для создания сайта многие пользователи обращаются к подрядчикам, а те, в свою очередь, предлагают им самописные CMS.
Это системы, которые та или иная фирма, занимающаяся созданием сайта, разработала самостоятельно, при этом озадачившись всеми сопутствующими мелочами, начиная от графического дизайна и заканчивая нюансами работы.
Использование такой системы буквально привязывает вас к разработчику, поскольку она не является универсальной и другие специалисты, не входящие в команду данной компании, попросту не умеют ею пользоваться.
Смотря на перспективу, стоит учитывать амбициозность и скорость развития подрядчика: сможет ли он обеспечивать необходимое развитие вашего сайта на протяжении пяти, десяти лет? Станете ли вы пользоваться его услугами всегда? Большие ли у него шансы выжить на рынке IT услуг в принципе? Куда проще и надежнее будет выбрать доступную в сети CMS, с которым знакомо большое число разнообразных специалистов, технические особенности которого во всех деталях разобраны на различных форумах.
Ключевые этапы выбора CMS
Какие требования нужно предъявлять к вашей потенциальной CMS? Вот перечень основных положений, о которых важно помнить.
Чтобы было красиво...
Для опытных пользователей стандартного html-редактора было бы достаточно, чтобы управлять сайтом, размещать необходимую информацию. Однако если мы говорим о начинающем предпринимателе, знакомым с подобными вещами чуть менее, чем совсем никак, то важной деталью при выборе CMS станет графическое исполнение. Интерфейс позволяет быстро разобраться с основными функциями благодаря наличию удобного меню.
Безусловно, наилучшим вариантом будет возможность работать над контентом при помощи как упрощенного визуального редактора, так и при помощи HTML. Не во всех системах визуальных редактор прост или удобен, некоторые из них излишне лаконичны и требуют установки дополнительных плагинов.
Чтобы было функционально...
Кастомизация — это фундамент сайта. Она позволяет сделать площадку наиболее удачной именно для вашего случая: например, возможность добавлять карточки товара будет как никогда актуальна для интернет-магазина, в то время как для простого информационного сайта эта функция попросту бесполезна.
На сегодняшний день кастомизация доступна для любых CMS, просто в каких-то это происходит проще, а в каких-то занимает довольно большое количество времени. Популярные системы уже успели «обрасти» доступными плагинами для решения различных задач: достаточно лишь воспользоваться любой поисковой системой и с высокой вероятностью готовое решение уже имеется.
Чтобы легко оптимизировался...
Наличие красивого технологичного сайта — это, безусловно, уже большой шаг вперед для малого бизнеса. Однако стоит ли он чего-то без продвижения в сети? Как ваши потенциальные клиенты узнают о вас, если поисковые системы не включают вашу площадку в выдачу? Важно, чтобы используемая CMS давала все необходимые возможности для оптимизации сайта, и еще важнее (для начинающего пользования), чтобы все настройки были максимально просты и понятны.
В принципе, все современные системы давно уже входят в категорию SEO-friendly, то есть располагают всем необходимым для простой и качественной оптимизации. Если же какие-то принципиально важные для вас функции отсутствуют в выбранной CMS, всегда можно установить дополнительные плагины, которые решат проблему.
Чтобы было безопасно...
Пожалуй, одним из величайших заблуждений пользователей платных CMS является их едва ли не священная неприкосновенность. К сожалению, статистика показывает, что вне зависимости от стоимости CMS, ее возможно взломать. Достаточно иметь определенный опыт и обладать необходимыми навыками, чтобы перед взломщиком никогда не возникало «запертых дверей».
Кроме того, существует весьма популярная проблема, связанная с вирусами на сайте. Они практически всегда являются результатом халатности пользователя: забыли обновить CMS до последней версии, пользуетесь небезопасным паролем, используете непроверенные плагины сторонних разработчиков, ранее заразили рабочий компьютер — возможностей «подцепить» вирус на сайт действительно много. У Яндекса даже есть статистика о процентном соотношении зараженных CMS.
Что в итоге?
Для создания идеального сайта вы можете воспользоваться любым «движком» - достаточно лишь разобраться в нюансах его работы. Если вы все еще не чувствуете себя достаточно раскованно для свободного пользования незнакомыми системами, или же впервые имеете дело с созданием сайта, мы рекомендуем воспользоваться удобной таблицей для выбора CMS и познакомиться с более ранними статьями о конструкторах сайтов.