редакции Выбор
Как сделать бизнес технологичнее с навыками для Алисы
Как Алиса помогает продавать товары и услуги
Изначально голосовой помощник от Яндекса имел довольно ограниченное число команд. Сегодня оно существенно расширилось. Навыки ― это чат-боты и другие интернет-сервисы, активирующиеся по ключевой фразе и работающие в интерфейсе Алисы.
С помощью платформы Яндекс.Диалоги любой желающий может создать свой навык для Алисы. После модерации навык будет доступен в каталоге.
Многие обращаются к Алисе за быстрым и удобным поиском информации. По статистике Яндекса ежедневно голосовым помощником пользуется около 8 млн человек. К сегодняшнему дню помощник установлен на 53% смартфонов на территории России и доступен в навигаторах более 20 млн. авто. В январе 2019 месячное количество пользователей Алисы составило 30 млн. человек.
Для бизнеса голосовой помощник выгоден тем, что дает возможность компаниям оптимизировать существующие процессы привлечения и удержания клиентов.
Навыки, которые дают возможность крупным брендам и небольшим предприятиям продвигать свой бизнес, а потребителям получать ответы на актуальные вопросы быстро, просто, в понятной и удобной форме можно условно поделить на четыре больших категории.
Онлайн-консультанты
Вы можете собрать список наиболее частых вопросов со стороны клиентов и подготовить на них ответы. Всё это в дальнейшем становится основой диалога между пользователем и навыком, которого по соответствующей команде запустит Алиса.
С помощью онлайн-консультанта менеджеры вашей компании избавятся от необходимости отвечать на стандартные запросы по телефону или email, а значит больше времени появится для более качественного и эффективного выполнения непосредственных обязанностей. За них это будет делать Алиса. Рациональное использование трудовых ресурсов позволяет бизнесу сокращать расходы, а значит становиться более доходным.
Этим способом сделать свой бизнес технологичнее уже воспользовалась группа «АльфаСтрахование», дизайн-студия Exellon, агентство недвижимости «Александр Недвижимость», Сбербанк и многие другие крупные отечественные предприятия. Они внедрили в каталог Алисы навыки, которые позволяют за считанные минуты получить ответы на самые распространенные вопросы. Например, чат-бот «АльфаСтрахование» рассказывает об условиях КАСКО, ОСАГО, туристической страховки, если нужно рассчитать стоимость полиса, то голосовой помощник откроет онлайн-форму на официальном сайте.
Навык Exellon предлагает пользователю помощь в решении типовых вопросов, а также содержит кнопки для быстрого перехода к портфолио, списку услуг, контактам компании.
С помощью навыка «Александр Недвижимость» можно уточнить информацию о стоимости услуг, быстро найти офис компании, указав тот город, в котором находится пользователь.
Онлайн-калькуляторы
Однако, хорошо этот тип навыков зарекомендовал себя там, где можно легко рассчитать стоимость товаров и услуг.
Преимущества таких навыков для бизнеса очевидны:
- клиенты быстро и просто получают информацию о стоимости услуг;
- менеджеры освобождаются от решения типовых задач.
Оценить удобство использования такого навыка можно с помощью сервиса «Расчет грузоперевозки», а также навыков вызова эвакуаторов, по ремонту и обслуживанию машин.
При необходимости осуществления грузоперевозок пользователю необходимо указать город отправки и прибытия, дату, а также характер груза. Специальный навык произведет примерный расчет стоимости, а если введенные параметры не позволяют этого сделать в режиме онлайн, попросит оставить контактные данные, чтобы менеджеры компании смогли в кратчайшие сроки связаться со своим клиентом.
Выбрав в каталоге специальный навык вызова эвакуатора, пользователь может сразу получить контактные номера телефона для заказа, а также уточнить стоимость услуг, узнать расположение офиса и перейти на сайт компании, оказывающей услуги для уточнения более подробной информации.
Специальный навык «Мобил Сервис» дает возможность узнать расценки на мойку авто. Если представленной информации недостаточно, можно нажать кнопку «Помощь», чтобы получить консультацию по схеме проезда, времени работы автосервиса.
Каталоги товаров и заказ доставки
Отличное решение для компаний, чья деятельность связана с продажей продукции масс-маркета. Клиент может в любой момент открыть электронный каталог в браузере, или даже ознакомиться с ним в приложении своего смартфона и выбрать то, что ему нужно. Алиса поможет быстро оформить заказ, поможет оформить доставку, ответит на популярные вопросы пользователей Интернет-магазина. Таким образом, используя навыки голосового помощника Яндекса, вы можете получить дополнительный канал продаж, который ещё и автоматизирован.
Подобным образом уже поступил интернет-гипермаркет «Утконос», сеть ресторанов «Папа Джонс», сервис доставки цветов Flowwow.
Заказ билетов
Ещё один способ использовать навыки Алисы в своем бизнесе ― позволить клиентам с помощью голосового помощника осуществлять предварительную бронь. Если учесть, что основной поток идёт с мобильных устройств, то возможность заказа через простого голосового помощника делает сервис более доходным, так как открывает для него новый канал трафика.
Такую опцию уже ввели S7 Airlines, сайты «Махнём в Тур» и «Самостоятельное путешествие на море».
Один из туроператоров создал навык подбора путевки с помощью голосового помощника. С помощью опции «Махнём в Тур» достаточно ввести желаемое направление путешествия, чтобы посмотреть все доступные отели на интересующую дату, узнать их стоимость, найти готовую путевку.
В навыке «Самостоятельное путешествие на море» нужно указать интересующее направление и голосовой помощник выдаст ссылку на страницу со списком доступных апартаментов в указанной стране.
Авиаперевозчик S7 Airlines полностью автоматизировал поиск подходящих билетов. В одноименном навыке пользователю достаточно назвать дату вылета, город отправления и прибытия, количество пассажиров, чтобы перейти к странице бронирования.
Как работают навыки Алисы
Голосовой помощник Яндекса запускает навык по команде пользователя. Алиса распознаёт как речь, так и письменный ввод. В момент открытия навыка происходит соединение с сервером разработчика, и Алиса продолжает общаться с пользователем по заданному алгоритму. Вы всегда можете посмотреть историю запросов, диалоги, что позволит улучшить процесс взаимодействия голосового помощника с клиентом, дополнить навык актуальными ответами на частые вопросы.
В процессе общения голосовой помощник выясняет всю необходимую информацию от клиента, предоставляет ответы на его вопросы согласно заданному алгоритму. Полученные сведения отправляются Алисой на сервер вашей компании, откуда уже доступны менеджерам. В результате такой работы процесс первичного опроса и сбора информации становится полностью автоматизированным, что не может не повысить эффективность рабочего процесса.
Как сделать навык, не зная основ программирования
Для работы с голосовым помощником от Яндекса вовсе не обязательно арендовать отдельные сервера, а также изучать API. Можно воспользоваться услугами IT-специалистов, или конструкторами навыков, например, Alicebot.pro.
Пример работы Alicebot.pro
Выберите вариант создания навыка с помощью конструктора и перейдите к процессу формирования диалога пользователя с Алисой. Нужно будет ввести приветственное сообщение и задать ветви алгоритма с условным принципом перехода по ним.
Вы можете добавлять неограниченное количество возможных вопросов и вариантов ответов. В диалог с пользователем можно включить кнопки, которые будут появляться на экране во время использования навыка. В них предусматриваются ссылки для перехода к отдельным страницам вашего сайта или возможные варианты ответа на вопрос Алисы, а также на сторонние ресурсы.
Созданный таким образом навык можно протестировать перед размещением. Если результат вас устроил, отправьте навык на модерацию в Яндекс.Диалогах.
В дальнейшем вы сможете просматривать статистику работы навыка в своём личном кабинете, сами диалоги каждого пользователя и анализировать эффективность работы, чтобы дополнить и улучшить возможности алгоритма.
Просмотр статистики посещений
Просмотр диалогов
Заявки от клиентов, полученные при диалоге с Алисой можно отправлять прямо на email, в Битрикс24, amoCRM, в Google Таблицы.
Пример созданного навыка
Полезные ссылки