Интеграция интернет-магазина с «Битрикс24»: полный двусторонний обмен для обработки заказов сайта
![](/upload/other/b_6516378db3f65.jpg)
Ранее мы написали, как создавали на сайте интернет-магазина каталог, синхронизированный с системой учета СБИС.
В разработанном нами интернет-магазине товаровед может полностью управлять товарами исключительно в личном кабинете СБИС, не вникая в суть работы сайта и даже не имея даже доступа к админке CMS «Битрикс». Все, что необходимо, меняется в каталоге СБИС, потом наша обработка автоматически творит магию, и на сайт приходит все в том виде как задумывалось.
Затем мы поставили перед собой задачу реализовать работу отдела продаж только в «Битрикс24» по тому же принципу. И сейчас расскажем, как мы ее выполнили.
Задача
Изначальный план предполагал, что процесс обработки заказов должен включать:
- Поступление оформленных на сайте заказов в «Битрикс24» в виде «Сделок»
Именно сделок, а не заказов, как при решении «CRM + Магазин». Потому что дальше нам нужно настроить интеграцию с Roistat, а он не умеет работать с заказами, только со сделками.
При этом контакты и компании записываются в соответствующие справочники и привязываются к сделке. - Полная передача в карточку сделки всех полей заказа, включая кастомные поля, например, «Сумма для сдачи» или «Комментарий менеджера»
- Сопоставление и синхронизация статусов заказа и этапов воронки в «Битрикс24».
- Сопоставление и синхронизация способов и статусов доставки.
- Сопоставление и синхронизация способов и статусов оплаты.
- Управление составом заказа: возможность добавлять/удалять товары, менять цену, применять скидки, менять стоимость доставки.
- Автоматизация некоторых процессов с использованием роботов в воронке «Битрикс24».
- Подключение email-маркетинга и управление рассылками при смене стадий сделки в «Битрикс24», а не сайте, так как этапов в воронке «Битрикс24» больше чем стадий заказа на сайте.
Разумеется, все это необходимо сделать так, чтобы менеджер работал только в «Битрикс24», а его действия отражались как в «Битрикс24», так и на сайте в заказе, причем как в админ-панели, так и в личном кабинете пользователя.
Наш путь к реализации оказался не самым простым, но преодолимым. Per aspera ad astra, как говорили древние.
Часть 1. Покупаем тариф «Битрикс24»
Мы запускали работы в августе 2023 года, и тогда было выгодное предложение на приобретение «Битрикс24» и подписки на «Маркет» со скидкой 35%. Нам это показалось отличным решением, и мы купили на 1 год облачную редакцию тарифа «Базовый» на 5 пользователей. Понимая, что в процессе работы нам понадобится множество дополнительных модулей, активировали подписку на Маркет.
Изучение документации «Битрикс24» и «1С-Битрикс» подсказало нам самый простой и очевидный способ — использование штатного функционала. После внимательного ознакомления с инструкцией «Настройка интеграции магазина и портала Битрикс24» этот вариант представился нам удобным и понятным, а главное, не требующим использования каких-либо сторонних решений. Пошли по инструкции, но на 4-м шаге при импорте заказов с сайта в «Битрикс24» встали. Появилась зловещая ошибка «Данный инструмент не входит в ваш тарифный план». Изучили документацию повторно, пытаясь понять, что же именно не входит в наш тариф, и на какой нужно перейти, чтобы получить этот чудо-инструмент. Различные попытки и эксперименты не помогли решить вопрос, и мы обратились в поддержку «Битрикс24». Нам ответили, что в документации об этом не сказано, но в таблице сравнения тарифов есть информация о том, что импорт заказов в магазин появляется только на тарифе «Стандартный». Озадаченные, мы сели думать: ведь у нас куплен на год тариф «Базовый» и подписка. Перед покупкой мы изучили чудесную инструкцию, и в ней так красиво и просто все было) Чтож, сами виноваты, конечно, экспериментировать нужно на тестовых проектах. Мы же повелись на скидку 35% и стали заложниками ситуации. И забегая вперед скажем, что потом это решение еще несколько раз заставляло нас вспомнить мудрость, что поспешишь — людей насмешишь.. Пришлось купить лицензию «Стандартный» на 1 месяц, чтобы перейти с «Базового». Так 1 год превратился в 6 месяцев. Зато наконец-то появилась возможность настроить интеграцию. Теперь все прошло, как по маслу: сделки побежали в «Битрикс24», создались контакты, компании. Супер! Разочарование пришло спустя пару минут, когда мы поняли, что все это работает разово и только в одну сторону. То есть сайт передает заказ в «Битрикс24», но все последующие изменения в заказе на сайте никак не влияют на данные в CRM, и наоборот. Если пользователь отменит заказ в личном кабинете, менеджер об этом не узнает. Менеджер изменит стоимость заказа, или курьер доставит его по адресу — ничего этого клиент не увидит в своем кабинете на сайте. Таким образом, из восьми пунктов требований к интеграции из изначального плана мы с этим механизмом выполнили только один. Зато теперь у нас есть тариф «Стандартный», который нам не нужен, и чудо-механизм импорта, который нам также не нужен. Попытку перейти на тариф «Базовый», конечно же, ребята из «Битрикс24» предусмотрели: нам это станет доступно за месяц до окончания текущего тарифа)) Стандартное решение «Битрикс24» не помогло, но мы же купили и подписку «Маркета» — пришло время ею воспользоваться. Поиск решений нашего вопроса натолкнул нас на очень интересный модуль «Интеграция с магазином на Битрикс24» от студии Flamix. Прочитав описание модуля и увидев заветные строки: «Плагин полной и простой интеграции Битрикс24 и магазина на CMS Битрикс», мы заинтересовались данным решением, а факт того, что решение доступно по подписке, окончательно убедило сделать выбор в его пользу. Конечно же, этот модуль абсолютно спокойно вставал на лицензию «Базовый», и это было еще одним щелчком нам по носу). Документация на официальном сайте Flamix и видео-инструкция просто шикарны. В течение нескольких часов нам удалось импортировать полностью каталог товаров с сайта в «Битрикс24» с внешними кодами и ценами. Это открывало, как вы понимаете, дорогу к возможности управлять составом заказа. Итак, выполнив всю настройку, мы получили очень даже хороший процент попадания в наше ТЗ. Мы получили отображение в «Сделке» фактически заказанных на сайте товаров и могли в последующем менять/добавлять товары в заказе или редактировать цены/количество. Заработало сопоставление статусов заказа и стадии сделки (включая отмену заказа), сопоставление всех полей заказа с полями сделки «Битрикс24», включая кастомные, а также появились связи с контактами и компаниями. Тем не менее, модуль от Flamix не решил на 100% нашу задачу, а именно: Вывод такой: решение Flamix шикарное, но решает лишь 6 из 8 пунктов нашего плана. Побродив по просторам интернета, мы, походу, первыми в этой вселенной, наткнулись на отличную статью «Особенности интеграции интернет-магазина 1С-Битрикс с CRM Битрикс24». Чтение этого материала стало бальзамом на душу. Мы поняли, что написавшие статью ребята из «Сотбит» ставили точно такие же задачи, и так как мы часто используем их другие решения, мы сразу поверили в успех. Однако отыскать это решение на «Маркетплейсе» не удалось. Когда связались с разработчиками напрямую, они нам сообщили, что данный модуль они более не поддерживают и поэтому сняли его с публикации ( Тем не менее общение с ребятами из «Сотбит» было не напрасным. Они посоветовали нам обратить внимание на другое решение: «Гибкая интеграция заказов с Битрикс24» от S-Production. Модуль платный — стоит 25 000 руб. Устанавливается на редакции начиная с «Малого бизнеса» и, конечно же, на «Базовый» тариф «Битрикс24» (снова оплеуху отвесили нам) ). Описание возможностей модуля и рекомендации «Сотбит» воодушевили нас, а 14 дней тестового периода побудили скорее попробовать. Итак, инструкции на сайте разработчика просто великолепные. Мы реализовали все, что описано в документации, буквально за пару часов. Название «Гибкая интеграция» полностью себя оправдала. С помощью данного модуля мы решили почти все вопросы, за исключением следующих: А вам приходилось встречаться с подобными задачами? Будем рады узнать
о вашем опыте. А если такая интеграция только в планах, мы готовы настроить аналогичное решение и для вашего интернет-магазина.
Все же считаем, что об ограничениях тарифов не мешает напоминать в документации, поэтому мы оставили в «Битрикс» комментарий с просьбой добавить эту информацию в инструкцию по интеграции сайта и «Битрикс24».
Часть 2. Используем подписку на «Битрикс24 Маркет Плюс»
Часть 3. Копаем глубже
Но нас этот вариант не устроил — менеджер не должен лезть в сайт. Пообщавшись с ребятами из поддержки модуля, мы решили сопоставить каталоги товаров Битрикс24 и сайта и связать их через внешний код. Так мы могли бы получить полностью дублированный каталог товаров внутри CRM. Поэтому менеджер мог бы творить что угодно внутри «Битрикс24», а благодаря двустороннему обмену все это синхронизировалось бы с сайтом.
Проблема в том, что модуля импорта в составе данного решения нет. Но не зря же мы прошли весь этот путь. От предыдущего решения нам достался модуль по подписке, и он великолепно умеет импортировать все товары с сайта в каталог CRM и добавлять характеристики, включая внешний код.
Таким образом, мы решили задачу, скрестив модули двух разных решений.
Решением стали небольшая хитрость и манипуляции с роботами внутри воронки «Битрикс24».
Мы создали стадии: «передан в доставку», «доставлен», «оплачен». Роботы делают следующее. При смене менеджером стадии заказа на «передан в службу доставки», робот автоматически меняет стадию доставки и одновременно выставляет в заказе одноименную стадию. На этом этапе сделка становится видна курьеру, и он получает уведомление. Далее уже курьер передвигает на следующую стадию «доставлен», и происходит аналогичный процесс: робот ставит нужный статус «отгружен» в стадии доставки.
В кабинете пользователя изменение стадий заказа будет выглядеть так: «принят», «в работе», «в отгрузке», а затем появляется зеленая отметка, сообщающая о доставке. И наконец, если пользователь заказал товар и сразу произвел оплату, то в нашей воронке мы увидим этап сделки «принят», а внутри карточки сделки появится отметка об оплате. Аналогично, если менеджер передвинет на стадию оплачен, то «галка» в самом заказе у статуса «оплачен» будет автоматически проставлена. Итак, взяв лучшее от обоих модулей и включив мозг, мы реализовали весь изначально задуманный функционал, и можем смело заявить, что нам удалось реализовать настоящий двусторонний гибкий обмен заказами между сайтом с CMS «1C-Битрикс» и CRM «Битрикс24».