Главное Авторские колонки Вакансии Вопросы
Выбор редакции:
248 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Защита деловой репутации предприятия в сети интернет: как решить спор с Яндексом? Анализ реального кейса

Представленность в поиске имеет большое влияние на то, как воспринимают компанию клиенты и партнёры. Но что, если официальный сайт открывается с предупреждением «Мошеннический ресурс» или с другой подобной пометкой? Как вернуть онлайн-представительству бизнеса нормальный вид, который не будет отпугивать аудиторию?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Источник фото — unsplash.com

Статья подготовлена при экспертной поддержке агентства YouStory Global: защита репутации бизнеса в интернете, досудебные переговоры с площадками (Яндекс, ВК, Дзен, YouTube и т.д.), блокировка некорректных фото, видео и текстовых материалов.

Анализ судебного спора с Яндексом из-за пометки «Мошеннический сайт»

В картотеке дел Арбитражного суда Москвы можно найти решение от 7 апреля 2025 года, где ответчиком выступал Центр содействия занятости «Белошвейка» (г. Люберцы), а истцом — компания Яндекс. Сайт Вологодсткий-текстиль.рф, представляющий данную организацию, выходил в Яндекс.Браузере с пометкой о возможном мошенничестве, это и стало причиной обращения ответчика в суд для защиты деловой репутации.

Доказать свою правоту представителям Центра «Белошвейка» не удалось, суд полностью отказал в иске, мотивируя это следующим:

  1. Сайт не принадлежит истцу. Как выяснилось, что сайт зарегистрирован на другого человека. Истец не смог доказать, что он имеет отношение к этому сайту.
  2. Нет доказательств распространения ложной, порочащей информации о самой организации. Предупреждение браузера касается именно сайта. Это техническое сообщение системы защиты пользователей от потенциально опасных сайтах, и не содержит утверждений о самом текстильном производстве.
  3. Нет оснований для экспертизы. Истец просил назначить экспертизу, но суд отказал, потому что суть иска не требует специальных технических знаний.


Скрин части судебного решения с сайта Арбитражного суда

Как защитить деловую репутацию в сети интернет от некорректных пометок в поисковой выдаче? Успешный кейс

Предупреждения негативного характера могут появляться и в поисковой выдаче Яндекса. Так, seo-специалист Олег Репин ранее описывал ситуацию, как ресурс его клиента потерял большинство своих посетителей в поисковой выдаче, также закрылась возможность рекламироваться через Яндекс.Директ по причине «возможного использования сайта злоумышленниками для выманивания денег».

Площадка являлась онлайн-представительством компании, оказывающей ремонтные услуги, и все оплаты от клиентов осуществлялись офлайн, так что пометка явно носила ошибочный характер.

Подобные «чёрные метки» тогда получили ещё несколько компаний из ремонтной сферы, что привело к предположению о массовой отправке необоснованных жалоб в Яндекс со стороны конкурента.

В той ситуации помогла только отправка досудебной претензии в администрацию поисковика в связи с клеветой. Как выяснилось из переписки с поддержкой Яндекса, жалобы на сайт вероятнее всего не подкреплялись фактами и доказательствами, решение же о фактической блокировке ресурса принято, видимо, только на основании массового характера жалоб.

В досудебной претензии была изложена ситуация: сайт называют мошенническим, доказательств этому нет, налицо клевета, компания несёт серьёзные убытки.

После рассмотрения претензии предупреждение быстро убрали. Отметим, что в ходе переписки с поддержкой поисковика озвучивались все те же самые доводы, но донести информацию удалось только в форме официальной досудебной претензии (отправляется по почте и скан на электронную почту).

Пример досудебной претензии в адрес Яндекса для защиты деловой репутации

Если вернуться к проблеме с сайтом текстильного производства, можно предположить, что неудача при отстаивании репутации связана с отсутсвием грамотного досудебного ведения данного спора (включая выяснение информации о том, на кого зарегистрирован сайт и т.д.).

Как показывает практика репутационного агентства YouStory Global, в мирном решении вопроса обычно заинтересованы и представители онлайн-площадок, если найти к ним подход и правильный способ «упаковки» информации (это может быть как официальная претензия, так и жалоба через форму обратной связи на сайте и т.д.).

Рассмотрим пример возможной досудебной претензии.

"Досудебная претензия об удалении недостоверной информации и восстановлении репутации

Кому:

ООО «Яндекс»

ОГРН: 1027700229193

Адрес: 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16

От кого:

[Полное наименование организации]

ОГРН: [ваш ОГРН]

Адрес: [юридический адрес]

Контактное лицо: [ФИО, телефон, e-mail]

Уважаемые представители ООО «Яндекс»!

Мы, [название организации], в процессе мониторинга репутации обнаружили, что при переходе на принадлежащий нам сайт [указать домен, например: www.primer-site.ru] через Яндекс.Браузер отображается предупреждение о возможной мошеннической активности сайта.

📌 Формулировка уведомления Яндекс.Браузера, отображаемая пользователям:

«Сайт может быть мошенническим. Не рекомендуем переходить по ссылке.»

Данная информация не соответствует действительности, порочит нашу деловую репутацию и негативно влияет на доверие пользователей к организации, снижая конверсию сайта и вызывая деловую и репутационную потерю.

Почему это важно:

Мы являемся официальным владельцем домена [указать домен] (подтверждается документами о регистрации домена и хостинга).

На сайте отсутствует вредоносное ПО, фишинг, попытки обмана пользователей или иная противоправная деятельность.

Мы провели независимую компьютерно-техническую проверку, результаты которой подтверждают безопасность сайта.

Уведомление Яндекса создаёт ложное представление, что наша организация занимается мошенничеством, что порочит нашу деловую репутацию (ст. 152 ГК РФ).

Сайт используется в коммерческой деятельности и его блокировка негативно влияет на нашу экономическую эффективность.

⚖ На основании:

Статьи 152 Гражданского кодекса РФ — защита деловой репутации юридического лица;

Статьи 10.3 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» — недопустимость распространения недостоверной информации;

Разъяснений Постановления Пленума ВС РФ № 3 от 24.02.2005 г.

Просим Вас:

Удалить предупреждение Яндекс.Браузера о мошенническом характере сайта [указать домен];

Восстановить полноценный доступ к сайту через Яндекс.Браузер;

Направить нам письменное подтверждение об исполнении настоящего требования на e-mail [ваш адрес];

В случае необходимости, разъяснить причины появления предупреждения и предоставить информацию о том, как наша организация может исключить подобные риски в будущем.

В случае отказа либо отсутствия ответа в течение 10 (десяти) календарных дней с момента получения настоящей претензии, мы будем вынуждены обратиться в суд с иском о защите деловой репутации, взыскании компенсации морального вреда и убытков, а также оспаривании недостоверной информации.

Данную претензию можно сделать ещё более подробной и убедительной, добавив к ней дополнительные подробности и факты, а также экспертные заключения.

Причины пометки сайта как мошеннического в поиске или Яндекс браузере

Система Protect анализирует сайты на наличие угроз, включая фишинг (подделка страниц для сбора личных данных пользователей), вредоносный код (скрипты, загружающие вредоносное ПО или перенаправляющие пользователей на опасные ресурсы)., кликджекинг, отсутствие SSL-сертификата или его недействительность. (небезопасное соединение).

Если на вашем сайте появилась нежелательная пометка, стоит, прежде всего, провести проверку его безопасности с помощью инструментов вебмастера и удалить вредоносный код или другие проблемы в случае их обнаружения. Далее необходимо сообщите об исправлениях через соответствующую форму в Яндекс.Вебмастере.​

Если же конкретных технических проблем не обнаружено, необходимо донести эту информацию до Яндекса. Обращение в суд имеет смысл только в крайнем случае, тем более, что как показывает пример Центра «Белошвейка», не всегда это приведёт к решению проблемы.

В тексте судебного решения не указаны конкретные технические причины, по которым сайт вологодский-текстиль.рф был помечен Яндексом как «мошеннический». В решении упоминается, что система защиты Яндекса Protect может отображать предупреждение при наличии совокупности факторов, указывающих на потенциальную опасность сайта для пользователей.

Если у вас остались вопросы о защите деловой репутации в сети интернет от негативных предупреждений Яндекса, вы можете задать их экспертам агентства YouStory Global. Спасибо за внимание!

Полезные ссылки:

— Что делать, если найдена угроза безопасности сайта и как сообщить в Яндекс об устранении проблем с безопасностью?

— Решение Арбитражного суда Москвы по иску Центра «Белошвейка»

— Кейс seo-специалиста Олега Репина о досудебном решении проблемы с негативной пометкой сайта

Реклама. Рекламодатель — ИП Городничев. ИНН 590849322520. erid: 2VtzqxJb2q8

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.