20 фактов о запрете рекламы: главные смыслы закона, официальные пояснения и рекомендации регуляторов

Статья подготовлена при экспертной поддержке репутационного агентства YouStory Global — партнёра вашего бизнеса в условиях цифровой трансформации. Мы специализируемся на SEO-продвижении, управлении репутацией и контент-маркетинге на площадках, разрешённых в России. Помогаем компаниям сохранять охваты и конверсии даже в условиях законодательных ограничений. Более 10 лет опыта.
Факт 1.
Закон № 72‑ФЗ вносит изменения в Федеральный закон «О рекламе» и в закон «О противодействии экстремистской деятельности». Основное нововведение — запрет на размещение рекламы на информационных ресурсах, признанных экстремистскими или заблокированных на территории РФ.
Факт 2.
В соответствии с новым законом, запрещается любое распространение рекламы на ресурсах, признанных экстремистскими организациями (например, Meta — Instagram, Facebook*) или попавших под блокировку на территории РФ.
Факт 3.
Запрет касается как иностранных, так и российских ресурсов, если они признаны экстремистскими или заблокированы судом или Роскомнадзором.
Факт 4.
«Не допускается распространение рекламы на информационных ресурсах иностранной или международной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ в соответствии с законом № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека...» (цитата из закона № 72‑ФЗ).
Файт 5.
Также «не допускается распространение рекламы на информационных ресурсах общественного или религиозного объединения или иной организации, в отношении которых вступило в силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности на основании закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (цитата из закона № 72‑ФЗ).
Факт 6.
Запрет распространяется на любые виды рекламы: таргетированную и медийную рекламу, нативные публикации, коллаборации с блогерами, любые упоминания товара или услуги с коммерческой целью.
Факт 7.
Ответственность несут не только владельцы запрещённых ресурсов, но и рекламодатели, агентства, блогеры, организаторы рекламных кампаний.
Факт 8.
Размеры штрафов для физических лиц до 2 000–2 500 руб, для должностных лица и ИП от 4 000 до 20 000 руб, для компаний от 100 000 до 500 000 руб.
Факт 9.
Оштрафовать могут многократно, за каждую отдельную публикацию сториз, рилс или поста.
Факт 10.
Заявленная цель закона — прекратить монетизацию запрещённых площадок за счёт российского бизнеса, снизить охват информации, распространяемой через запрещённые каналы, простимулировать переход бизнеса на легальные российские платформы (VK, Telegram, Дзен и др.).
Факт 11.
На встрече в РОЦИТ с рекламными агентствами и руководителями российских соцсетей, где также участвовали представители ФАС и Роскомнадзора, было объявлено, что новый закон не требует удаления вышедших ранее рекламных публикаций.
Факт 12.
Важно, чтобы на момент вступления закона в силу 1 сентября 2025 года, вышедшие ранее рекламные публикации не появлялись в ленте.
Факт 13.
Отказаться от размещения рекламы стоит уже в июле и августе 2025 года, иначе публикации могут остаться активными и к 1 сентября, а это уже может быть оценено как нарушение.
Факт 14.
Несмотря на запрет рекламы, вести аккаунты в Instagram разрешено. Это касается и личных блогов, и аккаунтов от имени брендов.
Факт 15.
Размещение ссылок в bio на официальный сайт компании также не будет расцениваться как нарушение закона № 72‑ФЗ, если в описании ссылки нет рекламных призывов.
Факт 16.
Размещать в аккаунтах брендов совместных контент с блогерами разрешается в том случае, если в нём нет прямой рекламы (призывов к действию, информации о скидках и ценах и т.д.).
Факт 17.
Запрещено оформлять трудовые отношения между блогером и коммерческой компанией с целью размещения рекламы.
Факт 18.
Критерии, по которым будут определять наличие в контенте рекламной составляющей, описаны в Постановлении Правительства РФ № 1087 от 24.07.2025 г.
Факт 19.
Основной критерий для определения рекламы — это наличие в контенте смысловых элементов, направленных на повышение интереса к продукту или услуге и побуждающих к покупке (призывы к действию, информация о ценах, похвала, эмоции и т.д.).
Факт 20.
В соответствие с Постановлением Правительства РФ, к рекламе не относятся результаты поисковой выдачи, оценки товаров в разделах с отзывами, личное мнение авторов, выраженное в нейтральное форме и без попытки повысить покупательский интерес к товару или услуге.
Спасибо за внимание! Если вы хотите адаптировать свои каналы продвижения к новым требованиям законодательства и сохранить конкурентные позиции, команда YouStory Global поможет выстроить стратегию, соответствующую реалиям рынка.
Источники информации:
— Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2025 № 1087 «Об утверждении критериев отнесения к рекламе информации, распространяемой на отдельных информационных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Официальном интернет-портале правовой информации
— Итоги встречи представителей рекламного рынка в РОЦИТ по вопросам нового закона
* Instagram и Facebook принадлежат экстремистской компании Meta, запрещённой на территории России
Реклама. Рекламодатель — ИП Городничев. ИНН 590849322520. erid: 2Vtzqx57WPr
