Как строить бизнес в зависимости от психотипа
По большому счету все решает собственник, нередко обладающий определенными акцентуациями характера (чрезмерно усиленными особенностями), личности.
Этот факт позволяет использовать типологию личности, основанную на акцентуациях, применительно к построению бизнеса и помочь человеку выбрать комфортные способы достижения целей, а иногда и осознать эти самые пресловутые цели. Ведь нередко мы думаем, что хотим одного, а на самом деле эти установки навязаны обществом, родственниками, окружением. То есть если покопаться, то получится, что конкретное «я хочу» переводится как «я должен хотеть». Например, общий посыл рыночной экономики — «бизнесмен успешен и полезен обществу намного более, чем наемный работник», но на самом деле многие люди хотят просто много денег и интересное занятие (что не всегда равно бизнес для конкретного человека).
Но вернемся к нашим психотипам, таким как истероид — эгоцентрист, жаждущий внимания, шизоид — преданный своим интересам интроверт с неразвитой эмпатией, эпилептоид — авторитарный педант, параноял — энергичный трудоголик и т.д.
Каким образом им достигать успеха в бизнесе или жизни? Конечно, по-разному, у каждого свой путь наименьшего сопротивления.
Истероиду необходимо внимание к себе, поэтому ему проще всего включить PR по максимуму, выбрать сферы, связанные с постоянным присутствием на публике. Психологи утверждают, что таким лидерам и команда не нужна, так как они не получают должной отдачи в чисто деловом общении. Команда еще и переключает драгоценное внимание на себя. Истероид — это такой lone wolf, сильно смахивающий на яркого волка из «Ну, погоди», явно затмившего хорошего героя зайца.
Шизоиду лидерство противопоказано, он не способен организовать даже себя, где ему справиться с группой людей, даже небольшой. Его выход — творчество, пусть в виде компиляций или анализа, а не идей, изменивших мир. Часто из таких людей вырастают гении, подобные Эйнштейну или Дали, тогда они и получают свой доход. Если бизнес, то в качестве командного игрока, строго контролируемого подробным алгоритмом действий.
Эпилептоид представляет собой оптимальный рабочий психотип, но не для бизнеса, это человек системы. У него всегда есть план и план на случай срыва плана, все под контролем, все налажено. Повод для сожалений следующий — отсутствие возможности для роста в условиях жестких рамок. Эпилептоид хороший исполнитель без горизонтов, достигатор, но не творец, отличный специалист, профи, но не топ. Не зря их больше всего, как говорят, среди программеров и начальников отделов. Таких бы побольше в политике.
Наконец, параноял идеальный вариант для бизнеса, жаль, что редко встречается в природе. Энергия этого психотипа способна вдохновить команду и сподвигнуть ее на цейтноты, переработки и свершения. Он может организовать шизоида для разработки идей и найти эпилептоида для их реализации.
Гипертим, создающий вокруг себя суматоху и беготню, любит многозадачность и поиск новых целей, ему легко начинать, но необходимы люди на подхвате, чтобы доводить его идеи до логичного конца.
Тревожным, постоянно настроенным на неудачу и поиск рисков, можно поискать себя в кибербезопаности, а чувствительным сопереживательным эмотивам в благотворительности и волонтерстве, социальной сфере.
Сложность в том, что вопрос отнесения себя к конкретному психотипу часто создает проблемы, как у той обезьяны из анекдота: а мне куда, к умным или к красивым. Все же практика применения психотипирования в бизнесе довольно интересна, побуждает лишний раз конструктивно покопаться в себе.