Пять советов тем, кто начинает стартап без инвестиций
На этом этапе не так очевидно, что получая финансовую поддержку со стороны, стартап теряет кое-что очень важное – гибкость и независимость. Безусловно, достигнув определенного уровня развития, любой бизнес будет нуждаться в привлечении инвестиций, но хорошо бы к этому моменту уже иметь какую-то доходность.
На примере «Робота Займера» могу сказать, что поиском инвесторов мы занялись более чем через год после запуска проекта – к этому времени количество наших клиентов перевалило за 100 тысяч, и было ясно, как и в каком направлении мы хотим развиваться. До этого бизнес строился исключительно на собственных вложениях - если конкретизировать сумму, то вложено было около 1 млн долларов.
Что же помогло нам в работе, какие «правила стартапа, основанного на собственном капитале» я могу теперь сформулировать?
1. Четко представлять свою нишу на рынке и потенциальных клиентов.
Не пытаться объять необъятное. Пусть это будет лучшее предложение в конкретной узкой сфере деятельности. Ну и конечно, со своей «фишкой» - в нашем случае, например, мы сосредоточились на рынке именно онлайн-займов, предлагая уникальную полностью автоматизированную систему, работающую без участия человека. С помощью интересного персонажа - робота по имени Займер - наш бренд сразу стал заметен среди конкурентов визуально, что впоследствии очень помогло нам в продвижении проекта.
2. Проект должен начать приносить деньги как можно скорее.
А это значит, что сначала все силы должны быть брошены на его запуск и тестирование. Безусловно, будут возникать ошибки, разного рода проблемы – все их можно решать «по ходу дела». Часто в стремлении выдать «идеальный продукт» его создатели забывают о изначальной цели – заработать деньги, и все силы уходят на предварительную подготовку.
3. Как можно более ранний PR и реклама.
Знаю, это спорный вопрос – вложения в рекламу на самом старте проекта, тем не менее, если все получится, то к моменту выхода продукта на рынок у него уже будет аудитория. Тем более, если речь идет об интернет-проекте – возможностей заявить о себе огромное количество.
4. Максимально универсальная команда.
Расширением штата можно заняться потом, а изначально каждый специалист должен разбираться во всем, и да, их будет немного. Впоследствии, при успешном развитии, компания обретет структуру, и можно будет позволить себе нанимать сотрудников для выполнения конкретных задач.
5. Первая прибыль должна быть вложена в развитие бизнеса.
Самый банальный совет, который, тем не менее, для многих начинающих предпринимателей оказывается открытием.Не в новые кожаные офисные кресла, не в высокую директорскую зарплату и шикарный офис в центре города! В этом смысле отсутствие инвестиций даже дисциплинирует – каждый раз приходится задумываться, помогут ли эти конкретные расходы из собственного кармана развитию моего бизнеса?
Конечно, это в некотором смысле универсальные принципы для любого бизнеса – но в случае, если проект построен на своих кровных накоплениях, ненужные расходы и лишние действия могут стать особенно критичными. Но, надеюсь, с читателями блога этого не произойдет.
Сергей Седов – основатель сервиса онлайн-займов «Займер»