Лучшие статьи и кейсы стартапов
Включить уведомления
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо
Вопросы Проекты Вакансии
Площадка p2p-кредитования
Рекомендуем
Продвинуть свой проект
Лучшие проекты за неделю
29
Эбиа

Эбиа

www.ebia.ru

24
Enlite

Enlite

enlited.ru

21
YAGLA

YAGLA

yagla.ru

15
Cookiezz

Cookiezz

cookiezz.com.ua

15
likearea

likearea

smm.li

15
SE Ranking

SE Ranking

seranking.ru

11
Relap

Relap

relap.io

11
Perezvoni.com

Perezvoni.com

perezvoni.com

11
Venyoo

Venyoo

venyoo.ru

Показать следующие
Рейтинг проектов
Подписывайтесь на Спарк во ВКонтакте

Антикризис: 5 причин создать микрофинансовый стартап

1 012 1 В избранное Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
В стране кризис, а в банковском секторе бардак? Самое время, чтобы создать микрофинансовый стартап!

Вокруг российского микрофинансового рынка сформировался, прямо скажем, не самый благоприятный информационный фон. Огромное количество негатива, связанного с высокими процентными ставками и порой не самой этически корректной работой коллекторов, отбивает у многих желание не только пользоваться услугами МФО, но и работать в данной нише.

Тем не менее, не взирая на бурные обсуждения и гневные отзывы, с финансовой точки зрения краткосрочные микрозаймы — это один из наиболее ликвидных и прибыльных способов инвестирования средств.

Весной 2013 года, прежде чем начать работу над собственным проектом микрофинансовой тематики, мы постарались максимально тщательно изучить целевой сегмент, его особенности и ключевых игроков. В результате мы выделили 5 основных причин, по которым стоит обратить внимание на отечественный рынок онлайн-микрозаймов. О самих причинах и о том, насколько в итоге оправдались наши ожидания, мы и хотим рассказать читателям Спарка.

Растущий рынок

Пожалуй, первое, на что стоит обратить свое внимание перед тем, как приступить к работе над каким-либо коммерческим проектом — это размер и аудитория целевого рынка.

Если не вдаваться в скучные подробности мира финансовой статистики и сделать выжимку из наиболее показательных фактов, картина микрофинансовой отрасли получится примерно следующая:

  • Объем рынка на конец 2013-го ‒ более 50 млрд рублей.
  • Прогнозируемый объем к 2017 году ‒ 170 млрд рублей.
  • Ежегодный прирост ‒ 40%.
  • Целевая аудитория ‒ 60 млн человек (80% экономически активного населения).
  • Доля онлайн-микрозаймов ‒ 12%.
  • Ежегодный прирост доли онлайна ‒ 65%.

В сухом остатке перед нами многомиллиардный, постепенно перетекающий в онлайн, рынок с долгосрочной тенденцией роста и огромным потенциалом.

de7mwe5liPXkeqAMYX5FFOIMR_jaD1PukaiM-eHZ

Опыт Zaymigo:

По-настоящему мы осознали все перспективы рынка, лишь выдав тысячный займ и проанализировав географию наших клиентов. Как оказалось, весомая часть заемщиков — это жители мелких областных городков и поселков.

В половине подобных населенных пунктов нет даже банков, зато часто есть относительно качественный доступ в интернет и, как следствие, возможность воспользоваться услугами онлайн МФО.

Низкая конкуренция

На сегодняшний день в реестре микрофинансовых организаций зарегистрировано около 4 000 компаний с действующей лицензией. Казалось, стоило бы ожидать жесткой конкуренции и нешуточной борьбы за каждого клиента. Тем не менее, немного приглядевшись к структуре рынка, становится понятно, что на деле все обстоит иначе.

Большая часть активного реестра — это небольшие региональные оффлайн компании с крошечным оборотом. Их много, но назвать их конкурентами онлайн МФО нельзя. У них свой формат работы, своя аудитория и свои приемы для привлечения клиентов.

Если выделить относительно крупные компании, работающие исключительно в режиме онлайн, в списке останется от силы 5-6 игроков.

При этом, учитывая молодой возраст рынка, явного лидера, который в одиночку был бы способен двигать отрасль, все еще нет. По-настоящему крупные компании пока попросту не сформировались.

mYHyLMnrN5vylf61rmiRWSyq73RJSaXJxxGZIfu2

Опыт Zaymigo:

За время работы над проектом мы не раз общались с более опытными представителями сегмента. Суммируя результаты, за скобки можно вынести, что насыщение рынка — это что-то за пределом горизонта событий.

Представленные на рынке компании с легкостью идут на диалог и готовы обсуждать даже ключевые моменты построения микрофинансового бизнеса. Почему? Целевая аудитория настолько огромна, что игроки просто-напросто не пересекаются между собой.

Цитируя нашу приватную беседу с одним из лидеров рынка, ситуацию с конкуренцией можно описать следующим образом: «Здесь хватит на всех».

Антикризисный бизнес

Последние события, связанные с санкциями, ценой на нефть и курсом доллара, так или иначе подкосили подавляющее большинство российских предприятий. Кто-то урезает расходы на рекламу и PR, кто-то сокращает персонал, кто-то и вовсе остается на обочине.

Микрофинансирование — один из немногих рынков, процветающих даже во время кризиса. Стагнация, рост цен, валютные колебания, нестабильность банковского сектора ‒ все это идеальные условия для развития бизнеса в сфере микрофинансирования.

I85iH0krOKHehHw5Xv24ResC9Ub6HKj-A0FjvTo-

Опыт Zaymigo:

Выйдя с кредитным продуктом на рынок относительно спокойным летом 2014 года, мы с интересом наблюдали за постепенным ростом потока клиентов и его корреляцией с экономической обстановкой в стране. Пики роста пришлись на период, когда банки в массовом порядке начали заморозку собственных кредитных продуктов.

Обнулив лимиты по кредитным картам и повысив требования к заемщикам, банки, по сути, сами подтолкнули к нам часть своих клиентов.

В итоге, микрозаймы для многих людей ‒ теперь единственный доступный формат кредитования.

Высокий спрос

Прямым следствием всех вышеперечисленных факторов является огромный поток клиентов. Объем рынка микрокредитования уже перешагнул отметку в 50 млрд рублей, при этом ежегодная оценочная потребность в микрозаймах со стороны населения превышает 300 миллиардов.

Рынок с насыщением менее 20%, на котором спрос в разы превышает предложение, генерирует гораздо больше клиентов, чем физически может обработать любая микрофинансовая организация. По сути, единственное, чем сегодня ограничен кредитный портфель любой конкретной МФО — это объем собственных оборотных средств. Будь то 20 миллионов на счетах у компании или 200 — значения не имеет. Обе суммы можно с легкостью распределить в займы всего за несколько недель.

Отдельным подпунктом стоит отметить еще одну интересную черту спроса на данном рынке — огромный процент повторных заявок. Усредненная статистика рынка показывает, что двое из трех клиентов возвращаются от 2 до 8 раз в течение года.

qmP7ZNJayFcI_DoGvyWCji15v1YNCLmvQcXgeM6P

Опыт Zaymigo:

Понимание рынка приходит не сразу. Первое время мы старательно пытались предложить самые низкие ставки на рынке, подстраивали под них расчеты и бизнес-модель, ломали голову над тем, как сделать бренд именитым. Но, как только мы перешли от теории к практике, все оказалось гораздо проще.

Спрос со стороны клиентов вообще ни к чему не чувствителен. Основной массе заемщиков нет никакого дела до бренда или процентной ставки. Они не смотрят на комиссию или размер штрафных санкций в случае просрочки. Тех, кто читает кредитный договор, можно пересчитать по пальцам.

Если есть проработанный канал привлечения, проблем с количеством клиентов у вас не будет. Все остальное вторично.

Ликвидность вложений

Еще один существенный плюс рынка — крайне высокая ликвидность вложений.

«Займы до зарплаты» характеризуются сверхкоротким сроком кредитования: от пары дней до нескольких месяцев. По большому счету, основная часть вложенных в заем средств возвращается в течение 31-го дня. Подобная ликвидность вкупе с грамотным реинвестированием позволяет стремительно наращивать объем кредитного портфеля и достичь внушительной степени капитализации дохода.

kNmiMpN4rDicuF3qe4zkRuQDp5TH5AHVoROcFNhV

Опыт Zaymigo:

Основа любого сервиса кредитования — это скоринговая модель, за счет которой и обеспечивается доходность проекта. Первый этап создания подобной модели — это сбор базового кредитного портфеля и его анализ. Именно здесь ликвидность и возможность быстро реинвестировать прибыль сыграли для нас ключевую роль.

Раздать 1000 долгосрочных займов по 30 000 рублей — пожалуй, не самый оптимальный для молодого проекта вариант, поэтому на старте мы выставили лимит суммы в 15 000 рублей и ограничились месячным сроком кредитования.

Как результат, всего за квартал мы собрали необходимый для построения скоринговой модели портфель.

Подводя итоги

В ближайшие несколько лет у вас есть реальный шанс без особых усилий занять неплохую часть пустующего рынка.

Так что, если думаете о том, чем заняться во время кризиса и в какую нишу податься, рекомендуем обратить пристальное внимание на микрофинансовую тематику.

0
Первые Новые Популярные
GreenRed brand studio
разработка логотипа за 99$
Панченко Андрей
микрофинансовый — это да =) только микрофинансы у всех разные…
Ответить
Выбрать файл
Читайте далее
Загружаем…
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать