Главное Авторские колонки Вакансии Образование
Выбор редакции:
296 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Купили или продаете франшизу? Вот что необходимо прописать в договоре франчайзинга: памятка от юристов. ​

Франчайзинг – это настоящий флешь рояль в мире бизнеса, ведь он предоставляет франчайзеру возможность расширять свой бизнес, а франчайзи – получать доступ к готовому бизнес-формату, опыту и поддержке франчайзера.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Эта статья будет полезна для обеих сторон такого соглашения, ведь юридическая подкованность при ведении бизнеса — один из залогов его успеха. Поэтому мы собрали для вас все, что необходимо знать о договоре коммерческой концессии (т.е., франчайзинга).

Договор коммерческой концессии — это главный документ, который регулирует отношения правообладателя франшизы с пользователем (франчайзи). Требовать друг от друга стороны могут только то, что прописано в этом договоре, поэтому стоит уделить этому документу особое внимание.

Зачем нужен договор коммерческой концессии?

Для того чтобы оформить и закрепить свои отношения юридически, франчайзер и франчайзи должны заключить договор коммерческой концессии. Согласно нему, правообладатель предоставляет пользователю комплекс исключительных прав, который обязательно включает в себя товарный знак и может содержать другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Например: фирменный стиль, объекты патентных прав (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), коммерческая информация.

Что нужно прописать в договоре коммерческой концессии?

  1. Запреты для пользователя. Здесь прописываются все запреты, которые устанавливает правообладатель для пользователя. Например: запрет на использование других обозначений вместе с товарным знаком правообладателя.

Бывают ситуации, когда пользователь франшизы может решить параллельно с товарным знаком правообладателя продвигать свое обозначение. В дальнейшем это поможет ему открыть свой бизнес, аналогичный бизнесу правообладателя франшизы, только под другим названием. Чтобы предотвратить такое развитие событий, необходимо прописать подобный запрет в договоре.

  1. Порядок контроля качества. Правообладатель имеет право и обязательство перед клиентами контролировать качество товаров или услуг, которые предоставляет пользователь по франшизе. Приобретая те или иные товары и услуги у пользователя франшизы, потребитель формирует отношение к бренду и низкое качество товаров или услуг пользователя может навредить деловой репутации владельца франшизы и его товарного знака. В договоре коммерческой концессии должны быть прописаны все допустимые способы и механизмы контроля со стороны правообладателя.

  1. Порядок взаимодействия между правообладателем и пользователем в ходе исполнения договора. Самый обширный пункт договора, поскольку включает в себя все, что касается ведения бизнеса: от внедрения CRM-систем до порядка оказания услуг и условий по обучению продажам или оказанию услуг, которые предполагает франшиза. Данный пункт прописывается, чтобы пользователь придерживался того качества и уровня сервиса, которые установлены правообладателем.
  2. Ответственность сторон, условия и порядок расторжения договора. Необходим для обеспечения исполнения условий договора. Обязательно должны быть указаны нарушения, влекущие расторжение договора с пользователем. Сторона вправе расторгнуть договор в случае какого-либо нарушения, не спрашивая согласия другой стороны, только в том случае, если в договоре прописано, что данное нарушение влечет за собой подобные последствия. Здесь же прописываем порядок расторжения договора.
  3. Срок действия договора. Необходимо прописать, на какой срок заключается договор: на срок действия товарного знака, указанного в договоре, или на какой-то определенный срок.
  4. Размер и порядок выплаты вознаграждения. Здесь указывается, как и в каком размере пользователь франшизы будет выплачивать правообладателю первоначальный взнос и дальнейшее роялти (денежную компенсацию за использование франшизы). По закону договор коммерческой концессии не может быть безвозмездным, поскольку его сторонами являются субъекты предпринимательской деятельности.
  5. Территория, на которой действует данный договор. Договор может быть действителен на всей территории Российской Федерации, на территории одного или нескольких субъектов РФ, на территории одного или нескольких городов, районов города, определенных улиц или домов.
  6. Товары/услуги, в отношении которых по данному договору предоставляется право использования. Право пользования может быть передано на весь перечень товаров/услуг, на который зарегистрирован товарный знак, или только на часть товаров/услуг из этого перечня. Важное условие: формулировки в договоре должны полностью совпадать с формулировками в перечне товарного знака.
  7. Возможность пользователем передачи права использования третьим лицам. Здесь есть главные правила: передать прав больше, чем у него есть, пользователь не может; субконцессия по сроку не может превышать действие основного договора коммерческой концессии; пользователь несет перед правообладателем ответственность за действия лица, которому он передал права.
  8. Исключительное или неисключительное предоставление права использования. По исключительному договору правообладатель может предоставить право использования только одному лицу, в то время как по неисключительному договору число франшиз не ограничено.
  9. Кто оплачивает услуги юристов и государственную пошлину. Обязательно должно быть прописано, кто оплачивает государственную пошлину за регистрацию договора и услуги компании, которая занимается регистрацией договора в Роспатенте.

Наш опыт:

В нашей практике есть опыт создания договора коммерческой концессии для компании «СобоЛевСыр». После регистрации товарного знака клиенту потребовалось разработать договор коммерческой концессии с указанием территории.

Если не указать территорию, это может привести к тому, что несколько точек будут открыты поблизости, и, как следствие, приведут к снижению прибыли франчайзи.

В данном случае в договоре был указан конкретный адрес, таким образом наш клиент обезопасил свой бизнес.


Еще одна распространенная ошибка — это отсутствие регистрации товарного знака, права на который передаются по договору франчайзинга.

Регистрация ТЗ — обязательное условие для регистрации договора коммерческой концессии. Если товарный знак не зарегистрирован, то его использование и заключение договора при таком условии может привести к риску потери бизнеса.

Среди наших клиентов мы сталкивались с такой трудностью вместе с компанией «LIHMER»: они обратились для разработки договора коммерческой концессии, однако, в процессе выяснилось, что для оптимальной защиты интеллектуальной собственности необходимо предпринять дополнительные меры. Одна из них: регистрация товарного знака.

Все дополнительные меры позволяют защитить интеллектуальную собственность компании и организовать франчайзинговую сеть без рисков и потерь.


Еще больше кейсов наших клиентов вы можете посмотреть здесь.

Подготовка договора коммерческой концессии:

Подготовка договора самый важный этап работы по запуску франшизы. Специалисты Z&G.Patent прорабатывают каждую деталь, т.к. в данном договоре важно все:

  1. Мы направляем клиенту подробное техническое задание;
  2. Запрашиваем все документы, которые касаются взаимодействия с пользователем;
  3. Изучаем документы и с учетом полученной информации готовим договор;
  4. Проводим встречи с клиентом, обсуждаем проект договора и спорные моменты, которые могут возникнуть.

На первый взгляд может показаться, что необходимо-то всего лишь заключить договор. Однако именно в этой сфере существует достаточно много юридических нюансов, на которые необходимо обращать внимание. Поэтому важно вовремя обратиться к опытным юристам, которые помогут защитить ваш бизнес.

Обращайтесь в Z&G.Patent, мы поможем вам!

8 800 700 25 93 | online и offline

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.