«Хочу запатентовать название и логотип своей компании». Алгоритм действий от юриста
Часто владельцы бизнеса считают, что для правовой защиты необходимо запатентовать название и логотип, однако это не совсем точная формулировка. Сейчас объясним, почему.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Патент обеспечивает государственную защиту и закрепляет право на разработку, дизайн или устройство. Для каждой разработки есть своя категория патентования:
Патент на промышленный образец — это внешний вид изделия (например, форма продукта, этикетки, форма и цветовое решение упаковки)
Патент на полезную модель — это технологии в виде различных устройств бытового и промышленного назначения, выраженные в материальном виде
Патент на изобретение — это методики, технологии производства, сложные устройства, а также составы веществ
Как можно увидеть, логотип и название компании не подходят к этим категориям. Но зато подходят к категории товарных знаков.
Товарный знак — это средство индивидуализации организации, разрабатываемое для привлечения потребителя, охраняемое законом. Для узнаваемости на рынке и увеличения продаж компании создают бренды — в дальнейшем ваш товарный знак может стать ценным активом фирмы.
Какие товарные знаки могут быть?
Словесное обозначение. Вы можете зарегистрировать название компании, название продукта, серии продуктов, слоган и т.п.
Опыт Z&G. Patent: в нашей практике есть примеры регистрации словесного обозначения в качестве товарного знака: «BURDATA», «FORMULASPORT», «DETALINADOM.COM», «AVERSFIT», «VITAMUESLI», «ГРИГОРЬЕВСКИЕ САДЫ», «СЕРГЕЙ СВЕТЛАКОВ» и др.
Не получится зарегистрировать в качестве товарного знака:
Указание на доменное имя («.ru», «.com» и т.п.).
Указание на организационно-правовую форму («ООО», «ИП»), а также слова «Фирма», «Компания», «Busines» и т.д.
Описательные обозначения, указывающего сферу деятельности, вид товаров, место производства («Коровье молоко» для молочной продукции).
Общепринятые термины и сокращения («Вольт» для электроники, «Нота» для музыкальных изделий, «ЖБИ» для железобетонных изделий).
Например, в товарном знаке «chaibuket.ru» не охраняемый элемент «.ru», т.к. это указание на доменное имя. В товарном знаке «ХОУМ ПИЦЦА» не охраняется слово «пицца», т.к. описывает вид товара. «MKBusiness» имеет неохраняемый элемент «business». Следует учитывать это при создании словесного обозначения вашего ТЗ.
Фамилия как товарный знак.
Зарегистрировать можно не все фамилии. Некоторые довольно распространены и не имеют различительной способности. Перед регистрацией такого товарного знака тоже необходимо пройти этап проверки обозначения. Возможно, товарный знак с такой фамилией уже зарегистрирован. Если ваша фамилия совпадает с фамилией известного человека, то, возможно, придется просить у него согласие на регистрацию товарного знака.
Графический элемент. Ваш логотип — это может быть сочетание графики и слова, а может быть только графика.