Классы МКТУ: как правильно их подобрать для регистрации товарного знака?
От правильного подбора классов МКТУ зависит размер государственных пошлин за проведение экспертизы в «Роспатенте», а также возможность регистрации товарного знака в целом.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Во время проверки знака перед его регистрацией и при оформлении заявки нужно также учитывать однородные классы товаров/услуг, которые связаны с основными. Как самостоятельно назначить классы МКТУ и при этом не ошибиться — обо всем подробнее в нашей статье.
Что такое классы МКТУ
Регламентами «Роспатента» установлен перечень обязательных сведений, без которых заявка на регистрацию товарного знака не принимается на рассмотрение. К таким сведениям относится список товаров, для которых используется товарный знак. Этот список заполняется на втором листе заявки или в отдельном приложении, если все виды товаров/услуг не помещаются на стандартном бланке.
Перечень товаров в заявке на регистрацию товарного знака должен составляться в соответствии с МКТУ. Международная классификация насчитывает 34 класса для товаров (с 1-го по 34-й) и 11 классов для услуг (с 35-го по 45-й). Каждый из этих классов разделяется на рубрики, которые содержат названия видов товаров/услуг. Ниже в статье мы указали полный список классов МКТУ.
Сколько классов нужно выбрать?
Товарный знак можно зарегистрировать по всем 45 классам или по большей части из них. Это позволяет надежно защитить бренд от копирования и имитации недобросовестными конкурентами. С другой стороны, это может привести к негативным последствиям:
Не исключено, что такой же или похожий знак уже зарегистрирован в одном из 45 классов. Тогда экспертиза «Роспатента» может вынести отказ в отношение части классов МКТУ.
Возрастают затраты на государственные пошлины, уплачиваемые в «Роспатент».
«Роспатент» не запрещает регистрацию одного и того же знака в разных классах МКТУ, не связанных между собой. В общем случае деятельность производителей в разных сферах деятельности под одинаковой торговой маркой не может ввести потребителя в заблуждение.
Когда же бренд становится популярным и у всех на слуху, то недобросовестные конкуренты могут воспользоваться его репутацией и зарегистрировать такой же товарный знак в других классах. В таких случаях можно заранее расширить правовую охрану бренда на другие виды товаров/услуг, в которых риск копирования и смешения наиболее высокий.
По правилам «Роспатента» для этого нужно подать новую заявку на такой же товарный знак, указав новые классы МКТУ. По заявке будет вновь проведена экспертиза и поиск похожих товарных знаков, мешающих регистрации. Если документы на регистрацию уже отправлены в патентное ведомство, то расширить перечень классов МКТУ в заявке нельзя — подается новая заявка.
Как подобрать нужные классы МКТУ?
При оформлении заявки можно использовать методику, которая пошагово поясняет, как выбрать классы МКТУ:
Сначала необходимо найти те классы, которые являются наиболее подходящими для конкретно ваших товаров или услуг.
Проверьте, не входит ли ваш товар/услуга в список исключений из данного класса МКТУ.
Терминология, используемая в заявке, обязательно должна соответствовать этому списку.