Второе правило ― адаптироваться или умереть. Звучит жестоко, но такова сегодняшняя реальность. Происходит естественный отбор. Выживет тот, чей бизнес успеет адаптироваться.
На практике: Адаптация касается не только запросов потребителей и соответствие продуктовой линейки этим запросам, но и правовой части бизнеса. Например, законодательство стремительно вносит поправки в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Суд назначает независимого арбитражного управляющего. Далее проводится анализ финансовой деятельности бизнеса. В результате которого будут выявлены незаконные сделки, схемы, выводы активов, признаки преднамеренного банкротства и т.д. Все вышеперечисленное будет основанием для привлечения к субсидиарной и уголовной ответственности.
Наверняка, вы слышали о моратории на банкротство? Есть обратная сторона. Никто не снимает обязанности с предпринимателя подать на банкротство в течение 30 дней после обнаружения признаков несостоятельности. А в сегодняшних условиях большая часть бизнеса окажется с такими признаками. Дальше действия будут разворачиваться по вышеуказанному сценарию.
С ликвидацией компаний похожая история ― вам не дадут закрыть проблемную компанию, даже если налоговые проверки сейчас приостановлены. Простыми словами, «слить» технички не получится. Единственным правильным решением будет использовать время приостановки в свою пользу ― выявить риски и постараться их устранить. Так вы сможете подать на ликвидацию заранее, предотвратив или минимизировав последствия. О своих «грехах» каждый знает сам.
Третье правило ― держать контакт с базой клиентов. Даже если, вы не перестроили бизнес в онлйн-формат, то самое время напомнить вашей базе клиентов о вас. С начала пандемии в России прошло уже около 3 месяцев, если вы так и не связывались с клиентами ― пора.
На практике:
выгружайте базу из CRM-системы, загружайте в общий документ (гуглдок, например, и расшарьте доступ администратору, который все еще сидит дома без работы); для администратора напишите скрипт, который позволит понять состояние ваших клиентов и уточнит, в каких услугах они нуждаются в первую очередь; прослушайте звонки клиентов (это можно сделать в личном кабинете на Зуне или запросить данные у вашего провайдера), которые хотя бы раз звонили к вам в заведение, но по каким-то причинам не смогли дойти. Напомните им о себе, внесите в базу и выявите потребности; если вам удалось настроить доставку, порадуйте клиентов личной доставкой на дом. Поверьте это не останется незамеченным и каждый, кто сейчас у вас купит ― с вами навсегда. Эти эмоции будут бесценны, когда вы клиенту дадите пакет с заказом, а он ― душевную улыбку.
Четвертое правило ― работать с персоналом. Прослушайте записи всех звонков, обратите внимание, как администратор общается с клиентами, насколько мотивирует человека записаться именно к вам. Анализируйте его работу. Пока функционирование бизнеса приостановлено, можно найти точки роста персонала и обучить продажам по телефону, чтобы выйдя на работу, вы не переживали на этот счет.
На практике:
прослушайте звонки в личном кабинете компании (если вы являетесь премиальным клиентом zoon.ru) и отметьте ошибки администратора; разберите кейсы вместе с сотрудниками, проведите мозговой штурм и набросайте идей для нового скрипта для продажи; подберите несколько бесплатных видео на youtube, которые обучают технологии телефонных продаж; проведите ролевые игры с вашими специалистами; доп.продажам можно обучить и мастеров, которые работают непосредственно с клиентом «в кресле».
Пятое правило ― сделать аудит репутации. Помните, что клиент ищет любую услуги двумя способами: либо через «сарафанное радио», либо через поиски в поисковых системах. Помните, что даже если информация пришла через «сарафан», клиент пойдет читать отзывы и смотреть, как выглядит заведение.
На практике:
сделайте аудит репутации вашей компании, а именно: вбейте название вашей организации в поисковиках и соберите все сайты, где упоминается ваша компания. создайте трехцветную табличку, где: зеленым указаны сайты, где рейтинг и репутация вашей компании положительные;
желтым указаны сайты, где рейтинг средний и отзывы нейтральны;
красным указаны сайты, где рейтинг низкий и отзывы отрицательные.
проработайте каждый отзыв на площадке и дайте ответы, как на положительные, так и на отрицательные мнения о работе вашего бизнеса.
Готовьте себя, сотрудников, клиентов и ваши площадки для работы с репутацией к новым бизнес-процессам. Сотрудники начнут оттачивать полученные знания на практике, клиенты вспомнят о вашем уровне услуг и сервисе, а площадки будут наполнены новыми отзывами заскучавших клиентов. Знаем, соломку везде подстелить невозможно, но кризисное время нужно использовать по максимуму.