Главное Свежее Вакансии   Проекты
Продвинуть свой проект
😼
Выбор
редакции
333 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Платить или не платить: должны ли оплачиваться тестовые задания

Ответ кажется очевидным: в сфере IT, как и во многих других, за тестовые задания кандидату не платят. Решила поразмышлять над досадной обыденностью: правильно ли это на самом деле?

Тест-драйв мозгов: мой опыт

За все время работы я сделала десятки тестовых заданий, и условно делю их на две категории:

1. «Докажи, что ты не робот». Сюда я отношу довольно простые задачки, которые покажут работодателю, что я не просто школьник без опыта, а адекватный и знающий сферу человек. Например, написать несколько постов в разных стилях/для разных аккаунтов, написать текст на 1000-2000 символов, придумать слоган.

Такие задания отнимают максимум 3 часа и, как правило, доказывают: ты умеешь писать, а при необходимости научишься новому. Их обычно получают люди без портфолио, новички, стажеры, студенты. Они не оплачиваются. Бывают случаи, когда такое тестовое уже вложено в описание вакансии, но мне это кажется странным: напоминает конвейер.

2. «ТЗ на 2 страницы, или как занять себя на ближайшие 2-3 дня». Большие, сложные, глубокие задачи, которые требуют стопроцентного погружения и отнимают не один день. Например, большая аналитическая статья на сложную тему, которая должна закрывать целый ряд вопросов.

Этот тип дается уже после личной встречи и просмотра портфолио кандидата. Он нужен не сколько для подтверждения навыков, сколько для того, чтобы понять, есть ли точки соприкосновения между компанией и потенциальным работником, интересно ли ему будет, сможет ли он с должной ответственностью подойти к задачам. Оплачивается он на усмотрение работодателя.

За 4 года в копирайтинге (и всю жизнь в искусстве словесности) я наработала большое портфолио, поэтому от меня редко требуют выполнить тестовое задание. Однако в последний год, если такое случается, мне оплачивают его даже на фрилансерских проектах. Я считаю это единственно правильным подходом (при наличии опыта и портфолио у кандидата).

Почему стоит платить за тестовые задания

Когда вам нужно несколько килограммов овощей для большого застолья, вы идете в магазин и выбираете самые лучшие и красивые. Видите идеальные на вид, например, баклажаны, но не хотите рисковать и брать сразу много: вдруг внутри гниль? Берете несколько штук на пробу, ОПЛАЧИВАЕТЕ их на кассе и тестируете дома. Улавливаете связь?

Если вы начинающий специалист, набивание руки на небольших орешках-задачках («докажи, что ты не робот») без оплаты есть неотъемлемая часть пути. Но для опытных ребят это бесполезная трата времени, и большинство даже не станет браться за тестовые вроде «написать три поста по 500 символов каждый».

Компетентные ребята с весомым портфолио — те же баклажаны. Их время, даже если это лишь тест-драйв, стоит денег. Однако на российском рынке это почему-то игнорируется. Все уже привыкли, но каково было мое удивление, когда я прочла статью Spark «Стоит ли выполнять тестовое задание для работодателя?».

Оказывается, в Америке оплачиваемые тестовые — обычная практика. Более того, хантеры готовы платить кандидатам лишь за собеседование!

«В США, в первую очередь, главными атрибутами отношений являются уважение прав друг друга, время каждого, и работа каждого, какой бы она не была всегда была, есть и будет оплачен»

Знакомый разработчик разделяет это мнение. Тестовые — боль не только авторов и SMM-щиков: «В цивилизованных странах тестовое задание, естественно, оплачивается. Обычно это 30-50% от будущего оффера. Во-первых, это стимулирует, во-вторых, это честно».

Итак, почему я считаю, что выполненное мной тестовое должно быть оплачено, даже если оно не подошло:

1. Мое время (как специалиста) = деньги. За условные 10-12 часов, которые я трачу на задание, я могу заработать определенную сумму на уже имеющихся проектах. Но когда вакансия мне интересна, я отодвигаю их в сторону и погружаюсь в тестовое. Эти часы — упущенный на фрилансе заработок.

2. Оплата — гарантия честности и соблюдения сроков и для меня, и для компании. Деньги, как ни крути, управляют миром: они подстегнут соискателя выложиться по максимуму, а компанию — внимательно и вдумчиво изучить тестовое.

3. Такой подход стимулирует давать кандидату РЕАЛЬНЫЕ задания, а не то, что можно найти в интернете за 5 минут. На моей практике также были случаи, когда я выполняла сложнейшее (неоплачиваемое) тестовое, получала должность и… заказывала тортики клиентам из других городов.

4. Для меня это показатель лояльности компании к сотрудникам, даже потенциальным. Оплачивая мое время, они показывают, что ценят его и действительно готовы платить за мои способности.

5. Если компания недобросовестная и просто присвоит мое тестовое, как собственную статью, я хотя бы получу профит в виде денег.

«Не важно, собираетесь ли вы нанимать соискателя — лучшее, что вы можете сделать как для начала, так и для окончания отношений — выписать чек сразу после командной встречи»

Амир Ясин, директор сервиса June и автор статьи-инструкции по найму разработчиков. Рекомендую всем к прочтению: убедитесь, что и в России есть компании, готовые платить за ваше время!

Требовательный в условиях, но ответственный и опытный в работе автор статей к вашим услугам. Пишите на dearannie32@gmail.com или в группу ВКонтакте.

Личный блог в Инстаграм: пишу о психике, людях, женщинах и злободневных темах.

+2
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Первые Новые Популярные
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать
Комментарии