редакции Выбор
Отчаянная домохозяйка: как я создала турбизнес в Инстаграме и переехала на Тенерифе
Декрет, бизнес и путешествия
Я создавала бизнес для того, чтобы иметь удаленный заработок. Почему именно турбизнес? Обожаю путешествовать, и у меня был опыт работы в туркомпании. Турбизнес можно развивать удаленно, а я очень хотела переехать из Питера в Испанию. Мне в этой стране очень нравится, но найти приличный заработок иностранцу без глобальных инвестиций практически невозможно.
Так сложились звезды: моя экспертность – туристический бизнес, моя любовь – путешествия, мое желание – создать удаленный бизнес. А сегмент туризма с детьми был выбран, потому что у меня был тогда двухлетний Мартин, и мы часто вместе путешествовали. Это было как SWOT-анализ.
Идея по открытию туркомпании возникла в феврале 2016 года. А активно ее реализовывать я начала в конце мая-начале июня 2016 года. На текущий момент мы существуем менее трех лет. И уже вышли на оборот более 20 млн руб. в месяц.
Я изначально таким образом выстраивала бизнес, чтобы клиентский сервис был полностью отлажен удаленно. Наш товар – это туристическая путевка. Она не материальна. Ее не надо передавать из рук в руки, вся информация доставляется через интернет.
Инстаграм все съедает
Изначально был продуман механизм лидогенерации, который работает удаленно через социальные сети. Тут есть особенность воронки, в которую я поверила тогда, в 2016 году, когда еще брендов в Инстаграме почти не было. Но уже тогда была уверенность, что Инстаграм – это большой рынок, который очень хорошо все съедает. На тот момент там продвигались в основном дешевые товары. И я вышла со своим продуктом в эту практически пустую нишу.
Конечно, сначала клиенты не были готовы так активно покупать в Инстаграме как сейчас. Но со временем этот снежный ком спроса увеличился. Мы видим, что сейчас в социальных сетях продается все – и квартиры, и машины, и путевки. А особенность воронки заключается в том, что к нам клиент приходит уже подогретый контентом. Мы ему даем контент в социальной сети, который не может дать ни офис, ни сайт: он постоянно видит от нас информацию, начинает нам доверять и приходит уже тепленький, готовый к покупке.
Наша аудитория – запаренные мамочки
Особенность социальной сети в том, что контент определяет особенности маркетинга. Когда мы пишем контент, мы должны обращаться к определенной целевой аудитории: знать ее проблематику, чтобы говорить с ней на одном языке. И поскольку нам надо поднимать проблематику только определенной целевой аудитории, чтобы правильно с ней коннектиться, важен выбор ниши.
Наша целевая аудитория – это мамочки с детьми до 7 лет. И даже не все, а только те мамы, которые увлечены материнством сильнее среднестатистических показателей, которые с большой ответственностью относятся к воспитанию и уходу за детками. И мы понимаем их проблематику и решаем ее. Как в контенте, так и в продукте, который мы им даем. Поэтому они покупают у нас туры даже удаленно: отправляют деньги на карточку и даже не переживают.
Как управлять бизнесом из-за рубежа
Мой личный блог в Инстаграм @july_novosad. У меня 150 тысяч подписчиков. В моем аккаунте @baby_travel_club, продающем путевки, 90 тысяч подписчиков. Вот эти 200 с лишним тысяч подписчиков – это лояльная аудитория. Как только я даю вакансию, мне прилетает сотни резюме желающих работать. Поэтому проблем с набором сотрудников у меня нет.
В принципе, мне не важно, из какого города кандидат. Но есть проблема разницы во времени, поэтому Дальний Восток я не рассматриваю, так как будет очень тяжело общаться, состыковываться на планерках. В основном это Москва, либо Уральский регион – Екатеринбург, Пермь, Челябинск – города-миллионники. Безусловно, фрилансер легко может хлопнуть дверью и уйти. Была у меня ситуация, когда ключевой сотрудник 21 декабря, когда я находилась в командировке в Мексике, в один день сообщила мне, что с завтрашнего дня она со мной не работает. Видимо, у нее были серьезные личные проблемы.
Девушка была ключевым звеном – она выстраивала очень большой бизнес-процесс по обучению, и все было завязано на ней. Она его с нуля делала. Я даже не знала, куда бежать и за что хвататься. Потому что я не знала, где и на каких ресурсах находится вся информация. Плюс я в командировке в Мексике, разница с Москвой минус 8 часов! Но я очень быстро собралась и нашла квалифицированную замену. И все это благодаря удаленному формату работы.
Мне не надо было ни собеседовать, ни возвращаться домой и принимать человека в офисе. Мы созвонились с тремя возможными кандидатами, пообщались, и у меня оперативно появилась замена. Но такой сюрприз всегда возможен. Во всех схемах, структурах работы бизнеса есть как плюсы, так и минусы. Но у фрилансеров больше плюсов. Если нанимать региональных фрилансеров, то значительно сокращается фонд заработной платы.
У меня был опыт работы с миллениалами, но эта категория часто безответственна и инфантильна. Средний возраст удаленных сотрудников в моем бизнесе – 30-33 года. Это самый продуктивный возраст, когда и жизненный опыт есть, и рабочий, и образование, но еще нет своих возрастных тараканов. Мы все в одной возрастной категории, нам очень легко между собой коннектиться – мы говорим на одном языке, выросли в одной среде – начало девяностых.
Люди хотят видеть в соцсетях события
Социальная сеть настолько перенасыщена блогерами и желающими быть таковыми, что просто быть хорошей мамой троих детей и ходить в белом – это уже никак не прокатит. Что такое социальная сеть? Это сериал. Это определенный человек или семья. Сейчас, кстати, есть такие семейные блоги типа «Саша и Маша». И за ними следят.
Должны быть события. Если событий нет – я каждый день встаю, варю кашу, смотрю «Дом-2» и ложусь спать, то это никому не будет интересно. Кто-то худеет, кто-то качается, кто-то учится.
А вторая часть может быть, а может и не быть. Это полезный контент. Есть блоги а-ля лайф-стайл. И полезный контент там на уровне: как сложить полотенце быстро и красиво. А есть тематические блоги, которые выстроены на сочетании жизни и полезного контента. Это то, как выстраиваю контент я. Полезный контент в моей эксперности – в туристическом бизнесе, в малом бизнесе, удаленном бизнесе, бизнесе в декрете. С другой стороны, есть моя история, когда я в декрете с маленьким ребенком открывала этот бизнес, переезжала в Испанию. И мы сейчас довольно много путешествуем. Это те события, за которыми интересно следить.
Очень важно быть искренним с аудиторией, писать от души. Потому что люди очень чувствуют фальшь. Пластмассовые блоги, которые составляет копирайтер, быстро становятся скучными.
Я построила свой блог на трех основных темах. Первое – это переезд в Испанию, второе – развитие турбизнеса. Третье – это самореализация, рост, самодостаточность. Эти темы сильно подписчиков держат. Им это интересно. В Инстаграме у нас мамская аудитория, которым скучно в декрете. Они очень активно вовлеклись в социальные сети. И до сих пор составляют мощнейший костяк аудитории.
Людям интересно читать, когда ты описываешь свой путь из точки А в точку Б. Причем, когда есть колоритная разница – когда вы описываете, как было и как стало. Я писала, какая я была бедная девочка-студентка и жила на стипендию, и какая у меня сейчас жизнь. То есть описывала свой путь, историю успеха. Сейчас у меня дом в самой престижной части Канарского Тенерифе, недалеко от океана. Путешествуем мы с семьей 12 раз в год.
Недавно был хороший пост, вызвавший ажиотаж. Я была в командировке в Москве, выступала спикером на туристической выставке, представляла кейс своей компании. После мероприятия пол-аудитории ко мне прибежало, и люди 2 часа задавали вопросы. И я написала пост, что всего два с половиной года назад я одна сидела беременная перед компьютером и пыталась создать Baby Travel Club. У меня было две тысячи подписчиков – я писала контент, заказывала рекламу. Теперь у меня компания с оборотом более 20 млн в месяц, в которой работают 20 человек. Какой быстрый путь я прошла за 2,5 года! Максим Пашков из Anex Tour сказал мне тогда, что я как будто из будущего со своим кейсом. Я получила огромный отклик на этот пост от своей аудитории.