редакции Выбор
Долги, предатели и психи: с чем я столкнулась, когда купила салон красоты
Поменяла жизнь после аварии
После окончания университета я устроилась ассистентом по подбору персонала в крупный банк, а в 25 лет уже была начальником управления. Но в какой-то момент поняла, что все, конечно, здорово, но я этим делом не горю. Соответственно, стала думать, чем же мне заниматься. Никогда не хотела иметь свой бизнес – даже мыслей на эту тему не было. И я решали, что для начала подарю себе на день рождения машину. Буквально сразу же, будучи за рулем, я попала в очень серьезную аварию и уехала на 3 месяца в больницу. Сломанные ребра, пробитое легкое, разрыв внутренних органов и искусственное плечо.
Так у меня появилось время подумать о будущем и понять, что если жизнь так сильно бьет меня по башке, то, значит, я что-то делаю не так. Я сидела и думала: «Окей, я люблю свою работу. Но если не болею делом, я не могу делать его эффективно».
В один прекрасный день я решила купить бизнес, потому что создавать с нуля было страшно. Я посмотрела, какие готовые бизнесы есть в России. В основном, это были хостелы и салоны красоты. А я на тот момент была девочка из банка с хорошими деньгами, 13-й зарплатой и соцпакетами. И я поняла, что хостел в России обелить как бизнес невозможно. Это явно не то, что я хочу. Оставался косметический салон. Я поездила – посмотрела готовые салоны и выбрала один в центре Москвы.
Чтобы купить бизнес, продала квартиру
Чтобы купить салон красоты, я продала квартиру. Затем подала документы на регистрацию ООО и на куплю-продажу бизнеса. Все это у меня заняло неделю. Сделка обошлась в 1,5 миллионов рублей: часть отдала на аренду, на полмиллиона купила косметику. И еще полмиллиона оставила как подушку безопасности. Мой салон красоты называется MILK.
Первым делом я начала четко считать, какие косметические материалы мне надо закупать. Мне было очень сложно – я никогда не была клиентом салона красоты и не имела ни малейшего представления о том, какие услуги надо предоставлять и по какой цене. Я поездила по выставкам, выбрала косметические средства. Для этого гуглила форумы парикмахеров, мастеров ногтевого сервиса.
Я наивно считала, что купила готовый бизнес с персоналом, и что дела пойдут сразу хорошо. Однако в ночь накануне открытия салона я получила смс от команды – они сообщили мне, что завтра не выйдут. Это я сейчас понимаю, что все было предсказуемо. В большинстве случаев меняется владелец салона – меняется команда. Потому что все боятся, что новый человек начнет вводить новые правила. И все сбегают.
Я в этот момент мыла полы в салоне, готовясь к открытию, и была морально не готова к такой подставе. И не нашла ничего умнее, чем написать в "ВКонтакте", что ищу команду, которая должна выйти утром на работу. Но у меня не было знакомых в этой сфере.
Что самое интересное, команду я нашла за ночь! Дошла до ближайшего ночного клуба, познакомилась там с девочкой, которая была мастером маникюра. В итоге она проработала у меня два года. Затем вспомнила, что у меня есть знакомая, и вроде бы она парикмахер. Я написала ей в соцсетях с предложением начать у меня работать с завтрашнего дня.
Клиенты разбили стекло машины
Я была счастлива – справилась с проблемой, команда собрана, салон открыт. Но я рано радовалась!
Буквально с первых минут к нам стали заваливаться люди и орать на нас матом. Я не понимала, что вообще происходит.
В процессе выяснилось, что один из прежних владельцев салонов продал купонов на "Купикупон" на несколько миллионов рублей. Логично, что в салон стали приходить люди, которые были записаны по 5 человек на одно место, а мы их и знать не знаем. И никаких денег от них ждать не стоит – они уже все оплатили на купонном сервисе. Нам ломали двери, мне разбили стекло в машине. Чего только не было!
По факту я, конечно, могла отказать людям, поскольку изменилось юрлицо. Но я прекрасно понимала, что тогда адрес моего салона будет проклят в поколениях. И я не смогу построить бизнес с такой репутацией.
На второй день я оказалась в полиции, поскольку к нам пришла полоумная тетка и стала орать, что это ее салон. В полиции выяснилось, что это экс-управляющая бывшего владельца салона, и она психически не здорова. В кабинете начальника полиции я провела 6 часов! И все время думала, все ли деньги я уже потеряла или еще что-то осталось. Начальник как-то урегулировал ситуацию с безумной дамой. Правда, она затем еще несколько раз приходила к нам, но уже была настроена менее агрессивно.
Мы жили в аду
А затем начался бизнес: полтора года мы были вынуждены расплачиваться за купоны. Зачастую в течение всего рабочего дня у нас не было возможности назначить хоть одну коммерческую запись. В лучшем случае это получалось сделать раз в неделю.
Поэтому я взяла кредит 4,5 млн рублей, чтобы было чем платить за аренду, за материалы, выплачивать зарплату. Трат было много, а возможности зарабатывать - нет. При этом все мы жили в атмосфере каждодневных скандалов, поскольку людям было очень сложно объяснить, что записано слишком много людей. Под это дело я вспомнила уроки программирования: создала в Access базу данных и стала скрупулезно отслеживать запись.
Я не знаю, как этот ад выдержала моя команда.
В конечном итоге мы получили конверсию в районе 10%, что считается очень хорошим показателем для купонов. Наша работа в первые полтора года помогла сформировать базу постоянных клиентов, которые ходят к нам почти 8 лет. Большая часть команды работает и по сей день, что редкость для «красивого» бизнеса, которому характерна достаточно большая текучка.
От меня шарахались как от прокаженной
Мне пришлось учиться основам косметического бизнеса, потому что я ничего не понимала: ходила на семинары, например, по покраске и записывала за сотрудниками, каждое слово. Они, например, меня убедили, что 80% доходов парикмахера обычно составляет фиксированная зарплата, что, конечно, не так.
Со временем все проблемы урегулировалось, я с нуля изучила бизнес. Но сколько мне пришлось «изобретать велосипед»! Релевантного образования по индустрии салонов красоты на тот момент в России не было. Я ходила к профессионалам и просила, чтобы со мной провели коучинг-сессию. Я готова была платить любые деньги. Но от меня все шарахались как от прокаженной, потому что в России не было понимания культуры сервиса и бизнеса в целом.
Я видела в своей сфере рвачество: я сижу на своих клиентах, и никому ничего не расскажу. Сейчас, слава богу, ситуация изменилась, и есть целые сообщества, где люди делятся друг с другом опытом. Потому что болеют за идею качественного бьюти-сервиса в России. Но это не так давно появилось.
До сих пор я для профессиональной тусовки человек, у которого есть маленький салончик. Я общаюсь с людьми, у которых огромные площади, большие спа-салоны. И меня постоянно спрашивают: «Как ты это делаешь, за счет чего выживаешь?».
У нас своя, особая атмосфера. Я применяю очень личный подход к клиентам: это не шаблонная работа по принципу «главное сейчас поднять чек, а дальше будь что будет и с клиентом, и с бизнесом». Я до сих пор сама работаю с клиентами как администратор. Чем-то схоже с семейным бизнесом где-то в Италии, когда хозяин заведения и вся его семья тебе и кофе принесут, и пиццу приготовят, и про достопримечательности расскажу. И все это делается с душой
Я, к сожалению, больше не про бизнес, я про детище. Только недавно начала понимать, что детище должно приносить деньги и развиваться. Но мне очень хочется не потерять душу своего дела. Потому что к нам все ходят за атмосферой и за сервисом. Хотя мы объективно не предлагаем уникальных услуг, мастеров. Я скептически отношусь ко многим новомодным или популярным процедурам, таким как ботокс для волос, горячие ножницы, ламинирование и пр. Считаю, что есть коммерческие услуги, которые приносят деньги. И услуги, которые приносят результат.
Что я поняла
Если бы у меня сейчас была возможность выбирать, то я бы никогда в жизни не купила готовый бизнес. Потому что объективно понимаю, что хороший бизнес не продают. В принципе, я это и тогда понимала, но не до конца знала все подводные камни, которые меня ждут. Проще нанять бизнес-коуча, который в итоге сэкономит тебе деньги и позволит избежать ошибок.
Второе. Надо не бояться доверять людям, которые пока еще не профессионалы, но в них можно вложить, их можно научить и получить совершенно другой уровень и профессионализма, и преданности компании. Сейчас развивается такое популярное направление, как гостинг, когда сотрудники ходят из одного предприятия в другое.
В нашем бизнесе это очень плохо сказывается на бизнесе, мы себе такого позволить не можем. Поэтому мне, да и любому владельцу салона красоты, важна постоянная команда. Нужно создавать ценность места. И если ты не можешь претендовать на звезд, то делаешь выбор в пользу перспективы.
Команда для меня – это в первую очередь люди, а не просто инструмент для зарабатывания денег, от их комфорта их настроения зависит результат салона в целом. Они заслуживают уважения и понимания, что ты как владелец бизнеса зарабатываешь их руками, что вы работаете в связке, и их результат напрямую зависит от твоей работы как управленца.
Ты, конечно, можешь быстро срубить бабла, но эта возможность очень быстро закроется, потому что рынок перенасыщен. Или ты можешь развиваться медленнее, но жизненный цикл клиента в твоем заведении будет намного больше.
Что касается цифр, то я не могу сказать, что мне есть чем гордиться: до сих пор отдаю долги. Развиваться мы стали не с первого года, а с четвертого. На данном этапе оборот составляет порядка 1,8 млн руб., а прибыль 250 тыс. руб. в месяц. Не было бы долгов – мы вышли бы в ноль за полтора года.