редакции Выбор
SERM: Зачем и как нужно работать с репутацией компании в поисковых системах
О подводных камнях продвижения бизнеса в интернете и о том, возможно ли управлять поисковой выдачей, мы разговариваем сегодня со Руководителем отдела по управлению репутацией Tandem Group Евгением Глактионовым. Бонус для наших читателей — чек-лист как начать работать с поисковой выдачей (SERM), если уже появились проблемы, или же репутация компании — чистый лист.
Начнем с азов. Расскажите, что такое репутация в поисковой выдаче и зачем она нужна?
Представим, что человек ищет ваш бренд в интернете. Что он увидит на первой странице выдачи? Официальный сайт, агрегаторы с карточками компании, публикации в СМИ, отзовики, сообщества бренда, упоминания о компании в социальных сетях.
Если там положительная информация, мы говорим о позитивной репутации в поисковой выдаче. Если ложная или предвзятая — репутация негативная. Фактически негативная поисковая выдача мешает потенциальным клиентам и сотрудникам принимать решение в вашу пользу. Особенно значение здесь имеют отзывы и обратная связь от уже существующих или прошлых клиентов, сотрудников, партнёров компании.
Большинство людей воспринимают отзывы в интернете как персональные рекомендации, делятся прочитанным с друзьями, родными и коллегами. 10% негативных отзывов уже достаточно для принятия отрицательного решения при покупке товара или услуги.
Оценки — это первое, что показывают крупнейшие площадки-агрегаторы. Вспомните Booking. Когда карточки вашей компании на Яндексе, Google Картах, 2GIS — где угодно — отображаются с низкой оценкой и негативными отзывами, это бьет по доверию клиентов, и как следствие — по продажам.
Чтобы изменить поисковую выдачу и оттеснить негативные страницы на подальше из Топ 10-20, компании занимаются SERM — Search Engine Reputation Management.
Что делает SERM?
Говоря простыми словами, неудобная информация о компании вытесняется из топа поисковой выдачи релевантным позитивным контентом.
С учетом данных последних исследований поведения потребителей, 20% людей при поиске информации о бренде смотрят 1 сайт, 60% — изучает 2-3 сайта, 15% — 4-5 сайтов, 5% просматривает 6 и более сайтов.
То есть при наличии негатива в ТОП 10-20 выдачи существует высокая вероятность соприкосновения потребителей с негативом о бренде.
Какому бизнесу нужна SERM? Если, например, компания работает над краткосрочными проектами, можно обойтись без этого?
Скажем так, если ваша компания уже существует в интернете и её ищут в поиске, значит вам необходима эта услуга. Работа всех сотрудников, руководства, взаимодействие с подрядчиками, партнёрами, банками создаёт репутационный фон. Чтобы привлечь клиента, нужно выглядеть позитивно и привлекательнее аналогичных компаний.
Клиент из оффлайна — придёт в поиск, чтобы узнать больше о вас. Клиент, который был заинтересован рекламой в интернете, тоже придет в поиск, чтобы изучить то, как вы работаете, сформирует мнение о вас: по сайту, оценках в поиске, отзывах в соцсетях и на сайтах с отзывами.
Работа с репутацией нужна компаниям, которые рассчитывают на долгосрочный бизнес.
Это необходимо и салону красоты, потому что покупатель посмотрит оценки в интернете прежде, чем туда пойти, и маленькой парикмахерской, и отелям. Это необходимо и банкам, потому что от доверия потребителя зависит их бизнес, и фармацевтическим компаниям, которые могут использовать скрытый маркетинг в своих целях и разъяснять, как правильно и когда принимать тот или иной препарат. Недвижимость, автобизнес, образование, личный бренд, торговые центры, общепит, туризм.
Конечно, популярность SERM — это новый тренд. Отчасти дело в том, что пользователи интернета все меньше реагируют на прямую рекламу. Баннерная слепота, блокировщики рекламы в браузерах снижают эффективность обычных средств маркетинга. Но все же наибольшее значение имеют другие факторы:
- Кризис на рынке и снижение продаж. Компании вынуждены следить за рекламным бюджетом и конверсией воронки продаж, увеличивают эффективность рекламы, получают клиентов из новых каналов.
- За годы в сети накоплено большое количество необработанного негатива о компаниях и недостоверной информации.
Как быстро ждать результата от SERM?
Обычно через 3-4 месяца, так как изменения в поиске происходят не сразу. Работа частично связана с SEO: необходимо, чтобы прошло время и поисковая выдача изменила свой вид.
Чек-лист: как начать работать над репутацией в поисковике (SERM)
- Изучить поисковую выдачу по брендовым и репутационным запросам. Это делается просто: «ключевое слово компании» + «отзывы» и «отзывы сотрудников». Для более точного анализа вам пригодится Яндекс Wordstat. Это даст понимание процентного соотношения негативных/нейтральных/позитивных страниц, оценок карточек компании на сайтах отзовиках.
- Выявить негативные площадки в ТОП 10 поисковой выдачи. Если ИКС (индекс качества сайта — термин Яндекса, подробнее) этих сайтов высок, сместить их не получится. Придётся работать над тем, чтобы там было больше положительно-нейтральные отзывов, это поможет повысить оценки и сместить негативные отзывы с первого экрана выдачи.
- Актуализировать информацию о компании на площадках, справочниках из выдачи, наполнить карточки новыми фотографиями, дополнить списком предоставляемых услуг.
- Чтобы сместить негативные сайты с низким ИКС, можно регистрировать новые карточки компании там, где ранее компании не было. Обычно, это популярные отзовики, агрегаторы, порталы с высоким ИКС. Это позволит вам повлиять на выдачу поисковых систем за счёт их высокого ИКС. Тем самым по вашим ключевикам вместо негативных сайтов или сайтов конкурентов, будут размещаться позитивные страницы.
- Ответить на негативные комментарии, если это ещё актуально от лица компании или ее представителей.
- Отправить жалобы администраторам площадок на недостоверные и слабо аргументированные отзывы. Некоторые пользователи могли просто перепутать вашу компанию с другой. Понятно, что весь негатив вы таким способом убрать не сможете, но 10-20% получится удалить или отразить.
- Мониторить популярные площадки из вашей выдачи и реагировать как на негативные, так и на положительные отзывы и упоминания. Желательно в течение 24 часов. Наиболее популярные площадки, за которыми стоит регулярно следить: Яндекс, Google Карты, 2Гис, Yell, Zoon, Flamp, IRecommend, Отзовик, Правда Сотрудников, JAMS, Правда Клиентов.