редакции Выбор
Как запустить собственный бизнес в сфере развлечений и не утонуть
Привет! Меня зовут Максим Ридман и я занимаюсь запуском VR-центров в компании Really.
В свое время мы прошли длинный путь от первых VR-клубов в одном из самых населённых по VR-центрам городе России (1 VR-центр на 60 тыс. человек) до строительства крупного VR-парка развлечений (более 700 кв. метров с бюджетом на открытие более 20 млн. рублей).
- с чего начать бизнес в сфере развлечений?
- как запустить свой клуб за 2 месяца?
- как выйти на чистую прибыль 150 000 т.р/м?
Наливай чай, присаживайся поудобнее и поехали. Будет интересно.
Шаг 1. Свой бизнес: Начало, базовые вопросы
Ты хочешь открыть свой бизнес? Хорошо. Какая цель любого коммерческого бизнеса? Деньги.
Соответственно, возникает вопрос: Как заработать деньги?
Проблема -> Решение проблемы -> Деньги
В качестве проблемы мы взяли вечное: "куда сходить, как развлечься, где получить крутые эмоции?"
В качестве решения: новый восходящий тренд — область VR технологии.
Три базовых вопроса:
- Что мы продаем?
- Кому мы продаем?
- Как мы продаем?
Ответы:
- Мы продаем эмоции. Виртуальная реальность — это возможнось окунуться в мир любимых игр и фильмов. Мы даем возможность пережить опыт, который сложно получить в реальной жизни. [например: повыживать в мире зомби-апокалипсиса; ограбить банк со своими друзьями; попробовать себя в роли джедая...]
- Кому мы продаем? Парочки 18-25 (везде были, не знают как необычно и интересно провести время); компании друзей 23-35 (ребята хотят весело провести время, поиграть в командные игры); школьники 12-17 (насмотрелись видеоблогеров, хотят поиграть в те же игры, что и их кумиры); устраиваем зажигательные праздники и корпоративы.
- Билеты на виртуальное приключение [как на любую игру, так и особенные запланированные приключения], устраиваем зажигательные праздники и корпоративы, создаем из VR-центра популярное тусовочное место города.
Шаг 2. Регистрация юридического лица
Да, это придется сделать. И есть 3 простых правила, как не потерять свои деньги.
- Регистрируешь юр.лицо первый раз? Обратись к специалисту. Вот прям обязательно. Любая малейшая ошибка, невнимательность и забывчивость приводит к потере денег. Мы так потеряли 250 000 т.р. на налогах.
- Внимательно выбирай коды ОКВЭД. Налоговая очень любит ходить в гости и задавать вопросы.
- Выбираем систему налогообложения с умом. Для этого достаточно рассчитать потенциальную прибыль по каждой из систем налогообложения и понять что вам больше подходит. Мы открываем VR-центры с ЕНВД — это помогает существенно экономить на налогах при условии трудоустройства всех сотрудников в белую.
Шаг 3. Поиск помещения
И это чертовски важный пункт.
Правильно выбранное помещение -> хороший проходящий трафик
Хороший проходящий трафик может генерировать до 30% от всего объема выручки.
Итак, как искать помещение?
- Открываем карту и выделяет оживленные районы города. Кто аудитория? Кто там обитает?
- Понимаем ситуацию «создания» трафика — почему этот район оживлён и в какое время это происходит.
- Смотрим объект лично
- где находится вход и выход помещения?
- кто составляет основную массу проходящего трафика?
- какой объем трафика в пиковые и не пиковые часы?
- видно ли место, где будет располагаться вывеска? Со всех сторон?
- как далеко от проходных мест будут находиться вход и вывеска? [5-7 метров от проходного места и люди перестают вас замечать]
- кто находится рядом и какая ситуация потребления их продуктов?
- легко ли добираться до места потенциальным клиентам? а обратно?
- хорошая вентиляция?
Каждый вопрос выстрадан на собственном опыте. Один раз мы ошиблись с выбором дважды. Была плохая вентиляция — летом духота. Ужасная транспортная развязка — отправляли клиентов обратно на такси. И всё это сказывалось на недополученной прибыли.
Шаг 4. Позиционирование и дизайн проект
Никогда не экономь на дизайн проекте. Просто поверь — этот совет может сэкономить огромное количество денег, нервов и времени. Все.
Вопросы для позиционирования:
- Что клиент должен думать о вас ещё до того как окажется в клубе?
- Какая первая мысль должна возникнуть у клиента, когда он только зайдет к вам?
- Какой посыл мы стремимся передать?
[Технологичность? Мир будущего? Вау-эффект?]
Шаг 5. Персонал. Поиск. Собеседование
Развлекательные центры со стороны сотрудников — это совсем не развлечение. Это сложная и кропотливая работа с людьми. Это умение поддержать разговор или вовремя замолчать. Это способность находится в нужное время в нужном месте. Это продажи. Но не развлечение.
Поиск
Не друзья. Не знакомые. Не ребята, которым нравится играть в игры.
История про центры виртуальной реальности — это не про игры. Это про сервис, про работу с людьми.
В первую очередь нужны люди, которым нравится работать с людьми. Очень нравится. [да, такие есть] Которые прям таки кайфуют от общения.
Администратор — он не только техник. Он психолог. Он должен видеть кто к нему пришел, кто этот человек, как ему помочь. Когда подойти, когда пошутить, когда отойти.
Собеседование
На этапе собеседования нужно точно представлять, кто тебе нужен. Какой сценарий работы будет у человека? Какие обязанности?
Одним из “секретных” критериев отбора в VR-клубы Really является опыт кандидата в игре в КВН + работа на административных должностях.
Такой кандидат идеально подойдет под наш запрос - он сможет и поддержать беседу почти на любую тему за счет своего опыта быстрой импровизации и в тоже время хорошо справиться с административной частью своей работы.
Шаг 6. Маркетинг, или как делать 150 000 чистыми с первого месяца
У нас в Really маркетинговая компания начинается за месяц до открытия нового клуба. Ежемесячный маркетинговый бюджет каждого клуба — 70 000 рублей.
Месяц до открытия
Цель: Хайп. Сделать VR-центр самым известным местом в городе, в которое все стремятся попасть.
- Стартуем соц.сети -> первичный контент, отвечающий на вопрос: "Что здесь для меня?". Клиент должен точно знать, что он получит. Дальше — таргетинг, нативная трехступенчатая реклама у блогеров.
- Сайт -> контекстная реклама. Цель: Собрать 100 записей на игру в клубе ещё до его открытия.
- Спец.проект с блогерами в открываемом городе. Цель: хайпануть, сделать VR-центр известным, популярным.
- Партнерство с кофейнями, ресторанами, молодежными центрами.
- Публикация в СМИ
Мы проводим 2 вида открытия
- Техническое
- Официальное
Цель технического открытия:
- Загрузить клуб на максимум. Стресс-тест новых администраторов и оборудования. Выявить все недочеты и исправить до официального открытия.
- Собрать первую базу клиентов, стимулировать LTV клубными картами, собрать базу отзывов.
Цель официального открытия:
- Создать закрытую тусовку со СМИ и блогерами. Взорвать соц.сети, привлечь клиентов на шум фейерверков и звон бокалов.
- Создать потребность у населения посетить новое хайповое место в городе
Месяц после открытия
Правильный подход к открытию клуба даст нереальный рост клиентов. Сарафанное радио, хайп, шум — всё что нужно клубу в этот момент.
Но нет времени расслабляться.
Цель: сделать из VR-центра тусовочное место.
Настольные игры, мафия, турниры по HS, поединки блогеров, розыгрыши и партнерства.Каждую неделю минимум 2 интересных активности, не касающихся VR..Каждый месяц турнир по VR игре.
И шум. Шум, шум, шум. Выездные мероприятия, громкие праздники, корпоративы в крупных компаниях.
Всё это — приводит к деньгам.
Создайте в себе потребность. Станьте местом, которое будет притягивать к себе как магнит.
С вами был Максим Ридман, компания Really, и краткая версия статьи о старте бизнеса в сфере развлечения. Полная, более длинная версия о запуске собственного VR-клуба доступна по [ссылке]