Как это было? Махачкала, 2019 год. Население: 600 000 человек 98 компьютерных клубов [вау] 0 клубов виртуальной реальности
Решение? Открываемся. Бюджет: 1 600 000 рублей
Пошагово следуя правилам «Как запустить собственный бизнес в сфере развлечений и не утонуть» находим помещение, делаем ремонт, ставим оборудование.
И тут начинается...
— Хочешь на работу? — Хочу. Но работать — нет. Проблемы с персоналом Мы трижды нанимали новый персонал. Он просто... сливался. Всё было нормально. Хорошие кандидаты, со всем согласны, условиями довольны. Жмём по рукам, первый день обучения — бац, слились. Оказалось им сложно. [повторили цикл трижды] Набрали команду. День до открытия. Остаются 2 администратора из 4. Двое слились.
Рука лицо.
Instagram: Да придет спаситель Спасение пришло откуда не ждали. В Instagram полетели заявки от заинтересованных ребят, которые хотели стать админами. Так и набрали основное мотивированное ядро команды, которое работает лучше чем админы в других городах.
Особенности культуры: 3 неочевидные проблемы Открывая центр виртуальной реальности в новом городе мы неизбежно встречаем что-то новое, что не вписывалось в наши планы.
1. В Махачкале парни и девушки вместе за ручку не гуляют , существует множество заведений отдельно для парней и отдельно для девушек Мы об этом не знали. И женская половина человечества нам задавала вопросы: «А девушкам к вам можно?» Что за дикость, конечно можно — думали все мы. Но для жителей Махачкалы это был серьезный вопрос.
На открытие VR-центра пришло несколько компаний девушек [~25 человек] и больше 350 парней. Как мы выяснили позже — большинство девушек просто не пришло из-за того что «там будут парни». Эта проблема легко решилась услугой «аренда VR-центра». Сейчас девушки бронируют сразу весь клуб и играют своей компанией.Смотреть тоже интересно :)
2. В Махачкале все ровесники друг к другу обращаются «брат» Лицемерие? Нет, просто они вкладывают другой смысл в это слово. Единство . Первые несколько дней я не понимал этого обращения в свой адрес, но позже втянулся. Они реально чувствуют себя единой системой, одной командой. Очень уважительно относятся друг к другу. Но, везде есть свои но.
Слово мужика. В случае, если ребята не держат своё слово у них всё смягчается фразой «Всё нормально, брат, всё будет». [к счастью, такое происходит не часто]
В рекламе:
Из-за такой «братской близости» к сервису жители Махачкалы не приучены. Оперативно и вежливо отвечаем на сообщения в директ — вау, вы такие добрые. Фокусируемся на клиенте при обслуживании — вау, это лучшее место на планете.
Эээ, подожди. Сдачу забери, брат[долго избавлялись от подобных фраз от наших админов]
3. В Махачкале особо не принято держать собак дома
И мы бы об этом даже не узнали, если бы часть нашей технической части не держалась на собачьих поводках. [Что? Поводки?] Ага, мы крепим кабеля от VR шлема к собачьему поводку.
Оптимальная система возврата кабеля к потолку — собачий поводок. И вот в Махачкале совсем не было этих поводков. Ни в одном зоомагазине. Кто мог предвидеть проблему с поводками? Нашли на базаре, потратив день на прочесывание города.
Маркетинг: Запуск VR-центра Стандартно, ставим цель: — 250 заявок с сайта до открытия — 200 человек на открытии — 1000 целевых подписчиков в инстаграм
Как действуем?
Соц.сети — подготовили посадочную страницу к приему трафика, крючки для вовлечения входящего трафика и дальнейшего прогрева. СМИ — нашли топ 10 местных СМИ и выпустили анонс открытия клуба. Лидеры мнений — нашли популярных блогеров, известных комиков, актеров, певцов. Проработали сценарий публикаций, сценарий продвижения. Лидер мнения сперва делает легкий нативчик среди аудитории, затем вовлекает их в обсуждение и бац — выдает решение: наш VR-центр. Неплохо звучит, да? А с блогерами в Махачкале — полнейшая жесть. Проще сказать что их нет вообще. — ничего не планируют — ничего не согласовывают Блогер для них не профессия, а просто развлечение. [одного топового всё таки нашли, получили 400 подписчиков и идеальный материал для рекламы. Комик стрельнул] Сайт — запустили отдельный лендинг на открытие VR центра Трафик — упор был на целевых подписчиков с инсты, которых мы хорошенько прогревали и конвертили в заявки на сайте. [Конверсия на сайте до открытия: 40%; после открытия: 15%] Бонус : запартнерились с бургерной и провели два турнира [UFC и Beat Saber]Вот этот человек в желтом — наш технический директор. Про него есть отдельная статья;)
День открытия Ожидание/Реальность как обычно не сошлось.
Ожидание:
250 заявок на посещение VR-центра 200 человек на открытие VR-центра 1000 целевых подписчиков в Instagram Реальность:
Собрали 450+ заявок на сайте На открытие пришло 400 человек Набрали 2000+ целевых подписчиков в Instagram Каждый 5-й житель Махачкалы узнал о нас 70 человек присутствовали в клубе в каждый момент времени в день открытия Помнишь в самом начале статьи о проблемах с персоналом? Для них открытие стало жесточайшим стресс-тестом.
— 450 заявок с сайта [на каждую заявку нужно перезвонить] — 70 человек одновременно в каждый момент времени [12 часов] И на всё это 5 человек персонала внутри [4 админа + тех.спец] А теперь представь, если бы админов было всё-таки двое.В Махачкале популярны 2 игры. UFC и PUBG. Турнир по UFC залетел на ура, а на PUBG VR мы до сих пор собираем толпы народа.
Сейчас центр виртуальной реальности Really работает в штатном режиме ежедневно с 10:00 до 22:00 и доступен по адресу ул. Гагарина 70г, Махачкала.