редакции Выбор
В каких отраслях уже невозможно или сложно обойтись без CRM?
Везде, где есть продажи
Почти в каждой компании существует отдел продаж, и CRM в большей степени предназначена именно для него. Поэтому проще сказать, где CRM не будет полезна.
Когда не нужно
- когда нет отдела продаж;
- когда ты один человек в компании: у тебя нет сайта, нет источника генерации новых клиентов;
- когда ты сам себе производитель, когда в принципе нет продаж — просто сопровождаешь текущую базу клиентов из 10-ти человек.
В таких случаях, CRM система будет не только не рентабельна, но и в принципе бессмысленна.
Когда нужно
Когда в вашей компании есть минимальный отдел продаж: у вас есть входящие звонки, заявки с сайта и другие источники получения потенциальных клиентов, тогда Вам нужно задумать о внедрении CRM системы.
Когда ваша база клиентов продолжает расти, ее нужно постоянно сопровождать и увеличивать срок взаимодействия с клиентом (LTV).
При таком разрастании менеджер уже начинает путаться в данных, вводных, может упустить что-то важное, не отработать возражения или вовсе надорваться и уйти из компании.
«Когда я поговорил? О чем поговорил? Что нужно сделать?» — в определенный момент у человека просто не хватит оперативной памяти на обработку такого количества информации. Начнет падать эффективность, удовлетворение от работы, появится риск забыть про клиента. А когда мы забываем про клиента, он забывает про нас. Казалось бы мелочь, но она рушит успешность и продуктивность всей компании.
Риски потерь при активном приросте клиентов на самом деле очень велики, если нет автоматизации. Никто не застрахован от ошибок, вызванных человеческим фактором. В таких случаях вполне логично доверить машине работу, не относящуюся напрямую к основным задачам.
То есть CRM просто помогает вам и вашим сотрудникам сократить время, силы, не забывать важных задач, анализировать рабочий процесс и результат.
Что делать сферам, где нет продаж? Допустим, рестораны. Получается, им не нужна CRM?
CRM — это воронка продаж. Клиент пришел, ему позвонили, дальше идет автоматизация — отправить СМС. Оно отправляется автоматически из шаблона, где подставляется имя и другие нужные данные. Потом автоматом по воронке встает задача — позвонить. Получается автоматизированная воронка, которая помогает клиенту быстрее купить и/или покупать повторно.
Ресторан — та же продажа услуг. Если ресторан только принимает гостей, подойдет CRM iiko: чтобы работать здесь и сейчас, отправлять документы, повышать лояльность клиентов. Можно рассылать СМС клиентам и собирать обратную связь, делать перемещения.
Например, я заказал еду в доставке с крутым и приятным оформлением, кухня тоже вкусная. А сегодня мне звонят и спрашивают, все ли понравилось? Отправляют СМС, чтобы оценил качество. Как клиенту, мне приятно: я чувствую, что важен, обо мне заботятся и учитывают мнение.
Кому категорически не нужна CRM?
Нужна всем, кто двигает и продает продукт. Не нужна тем, у кого два постоянных клиента и на этом все. Такой клиент, наоборот, не оценит автоматическое СМС, может даже обидеться. Лояльность в таких компаниях выстроена на другом уровне.