редакции Выбор
Чек-лист для малого бизнеса: нужна ли вам автоматизация бизнес-процессов или пока лучше по старинке
Со всех сторон малому бизнесу предлагают помощь: тренинги лидерства и продаж, бизнес-планы, автоворонки, автоматизацию бухгалтерии и пр. Мы в OkoCRM тоже все это проходили — когда теряешься в море информации и в итоге сам выстраиваешь бизнес-процессы с нуля. Поэтому в помощь начинающим предпринимателям мы разработали этот чек-лист.
Просто выберите наиболее подходящий вам вариант ответа, в конце посчитайте количество «да» и «нет», умножьте на 10%. Получится степень необходимости автоматизации в процентном выражении. Например: 8 «да» умножаем на 10, получаем на 80% вам нужна автоматизация бизнес-процессов.
Чек-лист
1. Важны ли для вашего бизнеса продажи?
«Да», если вы продаете товары/услуги, и ваш доход зависит от продаж.
«Нет», если работаете для души, и это не основной источник дохода. Например, творческое самовыражение, которое время от времени приносит вам деньги, но у вас нет цели сделать его регулярным.
2. У вас есть отдел продаж или планы по его созданию?
«Да», если вы планируете рост продаж.
«Нет», если продаете только вы или ваш помощник, и у вас в среднем по 10 заказов в месяц, информацию о которых вы можете даже не записывать, потому что все и так помните.
3. Специфика работы компании связана с рутинными и регулярно повторяющимися действиями, которые может делать любой сотрудник по стандартному алгоритму?
«Да», если у вас регулярно ведется учет рабочего времени, готовятся отчеты по продажам, делаются рассылки писем и СМС, производятся выгрузки объявлений на доски, выставляются счета и пр.
«Нет», если в вашей компании всегда спонтанно подходят к работе, нет обязательных стандартов продаж и повторяющихся шаблонных действий, нет правил фиксации данных о заказах и клиентах.
4. Вы замечаете,что с ростом заказов растет и число ошибок при их обработке?
«Да», если участились случаи, когда лиды забывались в неоткрытой почте или дублировались в разных таблицах Excel, заявки терялись по дороге от менеджера до мастера-исполнителя, информация из файлов или сами файлы исчезали. И вы стали все чаще слышать от сотрудников: «забыл», «перепутал», «не слышал», «не знал».
«Нет», если вам пока хватает одного Instagram-аккаунта и одной страницы в Excel-таблице, чтобы вести всех клиентов и все заказы. И ничего не теряется, потому что вы сами каждый день всё перепроверяете.
5. У вас много каналов, по которым приходят клиенты?
«Да», если клиенты вам не только звонят, но и оставляют заявки через сайт, пишут на почту, в Telegram, WhatsApp и Viber, обращаются через Instagram, Facebook, Вконтакте и Одноклассники.
«Нет», если вы ограничиваетесь сайтом, не размещаете рекламу с указанием различных способов связи с вами, не продвигаетесь в соцсетях.
6. Вы планируете использовать вашу базу клиентов максимально долго и эффективно?
«Да», если для вашего бизнеса важны повторные продажи, допродажи и кросс-продажи.
«Нет», если вам достаточно один раз пересечься с клиентом, а после вы забудете друг о друге навсегда.
7. Для вас важна безопасность клиентской базы и сохранение коммерческой тайны заказов?
«Да», если вы хотите защитить вашу базу от копирования и кражи каким-нибудь непорядочным менеджером.
«Нет», если вы всегда доверяете свои сотрудникам, как самому себе.
8. Вам нужен полный контроль над бизнес-процессами?
«Да», если вы хотите всегда быть в курсе финансовых показателей, видеть воронки продаж и сделки в режиме реального времени.
«Нет», если вы больше цените спонтанность и любите сюрпризы при подведении итогов за месяц.
9. Вы хотите больше свободного времени на свои интересы и отдых, при этом без ущерба для вашего дела?
«Да», если мечтаете поскорее наладить бизнес-процессы таким образом, чтобы не требовалось ваше постоянное присутствие в офисе. Чтобы можно было уезжать в отпуск на целый месяц и не переживать за компанию.
«Нет», если офис для вас — это второй дом.
10. Вы планируете рост и расширение бизнеса?
«Да», если вы хотите больше прибыли.
«Нет», если вам и так комфортно, а расширение — это дополнительная головная боль.
Конечно, нельзя однозначно сказать, что при 50% «да» вам еще можно обойтись без автоматизации бизнес-процессов, а при 60 % уже нельзя. Эти вопросы скорее нужны, чтобы понять, на каком этапе развития находится ваш бизнес сейчас, и куда вы хотите прийти в ближайшем будущем. Если у вас большие планы на жизнь, то достаточно и одного «да».
Получить больше практическое информации об автоматизации бизнес-процессов — как это происходит и какую роль в этом играет CRM-система — можно в блоге OkoCRM.