редакции
Как стартапу делать PR без бюджета: 9 советов
Самым важным ресурсом для развития бизнеса 51% стартапов в России называют деньги, а 25% — связи и знакомства. Таковы данные исследования российского рынка за 2018 год, инициатором которого выступил венчурный инвестор Алексей Соловьев в партнерстве с ФРИИ, компанией EY, MTS Startup hub и SISTEMA_VC.

1.Вас гуглят: идите к лучшим
Потенциальные инвесторы будут собирать информацию о вас и спрашивать Google. Доверие вызывает то, о чем уже написал Forbes, РБК, «Коммерсант» и другие топовые СМИ. История знает случаи, когда после публикации в «Ведомостях», компания привлекла капитал: говорят, такое произошло с одной небезызвестной прачечной самообслуживания. Также, чтобы попасть в фокус зрения инвесторов, предлагайте пресс-релизы российским Rusbase, Firrma, VC.ru и тому же Spark.ru. Задействовать можно и зарубежные ArcticStartup и Wired. А почему компаниям с известным брендом проще получать инвестиции, читайте у Котлера в книге «Привлечение инвесторов: Маркетинговый подход к поиску источников финансирования».
Потенциальные партнеры и будущие амбассадоры могут прочитать интервью на The Village или услышать о вас, например, на радио «Маяк» у Стиллавина в «Идее на млн». Не бойтесь предлагать редакторам программ, которые сами слушаете, рассказать о своей компании и продукте. Мы нашли контакты, связались, и история «Кубика» подошла под формат. После 50-минутного радиоэфира мы получили более 100 откликов в течение года о том, что люди слышали о продукте именно оттуда. Доверяют тем, кто регулярно возникает в информационном поле. Для красивого вывода b2b продукта на рынок необходимо крупное интервью, например, vc.ru или rb.ru. Делайте регулярные поддерживающие публикации, хотя бы 2-3 раза в месяц: интеграции в подборки подарков, обзоры вашего продукта/услуги от экспертов отрасли. Работайте над нетворком на рынке: чем больше о вас слышат эксперты, тем выше шанс попасть в рейтинги вроде Выбор редакции: какие стартапы нам запомнились в 2018 году. Чтобы составить подобный рейтинг, журналисты собирают досье и обращаются в венчурные фонды за экспертной оценкой. Демонстрируйте миру личную экспертизу в области, в которой работаете. Показывайте своих героев: создавайте колонки и давайте комментарии. Это повысит доверие к продукту и компании в целом. Для комментов есть специальные платформы, на которые поступают запросы от журналистов. Мы пользуемся PressFeed. Ищите запрос по ключевым словам или изданиям, отвечайте в письменной форме, и вуаля — у вас упоминание в крутом СМИ, а у журналиста годный контент. Когда вам захочется сотрудничать с лидерами мнений, да еще и в условиях нулевого бюджета, переговоры сильно облегчат ссылки на вышедшие статьи. Согласитесь, что рассказывать подписчикам о продукте/услуге, о которой уже писали, не так страшно. Предлагайте себя в качестве спикеров на профильные мероприятия. Чтобы повысить шансы, сформулируйте несколько тем, с которыми можете выступить и присылайте вместе с фото на почту организаторов. Если у вас есть готовый продукт или хотя бы прототип, имеет смысл арендовать стенд и продемонстрировать посетителям. В чем плюс участия со стендом? Вы стоите на одном месте, а поток людей движется. Велик шанс, что потенциальные партнеры сами найдут вас и оставят визитку. Нетворк порой неожиданный и приятный: так мы подружились с создательницей YouTube-канала Луномосик на KIDS RUSSIA и сняли видео, которое набрало рекордное для канала количество просмотров — несколько миллионов. Создавайте кобрендовые продукты с крупными партнерами. В этом случае вы можете рассчитывать на рекламную и PR-поддержку с их стороны: совместные публикации, рассылки по базам, акции и посты у блогеров. Мы выпустили черничный Кинокубик с онлайн-кинотеатром ivi и «МУЛЬТиКУБИК» вместе с телеканалом «МУЛЬТ» и регулярно проводим совместные активности. Каждая публикация — это касание с потенциальным покупателем. Возможно, именно она будет решающим фактором при принятии решения о покупке. Особенно, если у вас премиальный продукт и требуется много касаний для затягивания в воронку. Определить эффективность PR можно с помощью метода Ad Value: подсчитайте, сколько компания заплатила бы за публикации в каждом издании, если бы размещала их по рекламному прайсу. Помните, что маркетинг генерит любовь к бренду за деньги, а PR — это бесплатная любовь. 
2. Не бойтесь общаться с редакторами

3. Будьте на слуху
4. Показывайте своих героев

5. Копите ссылки
6. Не стесняйтесь
7. Дружите со старшими

8. Сравнивайте PR с рекламой
9. Оценивайте PR в цифрах