1.Вас гуглят: идите к лучшим Потенциальные инвесторы будут собирать информацию о вас и спрашивать Google. Доверие вызывает то, о чем уже написал Forbes, РБК, «Коммерсант» и другие топовые СМИ. История знает случаи, когда после публикации в «Ведомостях», компания привлекла капитал: говорят, такое произошло с одной небезызвестной прачечной самообслуживания. Также, чтобы попасть в фокус зрения инвесторов, предлагайте пресс-релизы российским Rusbase, Firrma, VC.ru и тому же Spark.ru. Задействовать можно и зарубежные ArcticStartup и Wired. А почему компаниям с известным брендом проще получать инвестиции, читайте у Котлера в книге «Привлечение инвесторов: Маркетинговый подход к поиску источников финансирования».
2. Не бойтесь общаться с редакторами Потенциальные партнеры и будущие амбассадоры могут прочитать интервью на The Village или услышать о вас, например, на радио «Маяк» у Стиллавина в «Идее на млн ». Не бойтесь предлагать редакторам программ, которые сами слушаете, рассказать о своей компании и продукте. Мы нашли контакты, связались, и история «Кубика» подошла под формат. После 50-минутного радиоэфира мы получили более 100 откликов в течение года о том, что люди слышали о продукте именно оттуда.
3. Будьте на слуху Доверяют тем, кто регулярно возникает в информационном поле. Для красивого вывода b2b продукта на рынок необходимо крупное интервью, например, vc.ru или rb.ru. Делайте регулярные поддерживающие публикации, хотя бы 2-3 раза в месяц: интеграции в подборки подарков, обзоры вашего продукта/услуги от экспертов отрасли. Работайте над нетворком на рынке: чем больше о вас слышат эксперты, тем выше шанс попасть в рейтинги вроде Выбор редакции: какие стартапы нам запомнились в 2018 году . Чтобы составить подобный рейтинг, журналисты собирают досье и обращаются в венчурные фонды за экспертной оценкой.
4. Показывайте своих героев Демонстрируйте миру личную экспертизу в области, в которой работаете. Показывайте своих героев: создавайте колонки и давайте комментарии . Это повысит доверие к продукту и компании в целом. Для комментов есть специальные платформы, на которые поступают запросы от журналистов. Мы пользуемся PressFeed. Ищите запрос по ключевым словам или изданиям, отвечайте в письменной форме, и вуаля — у вас упоминание в крутом СМИ, а у журналиста годный контент.
5. Копите ссылки Когда вам захочется сотрудничать с лидерами мнений, да еще и в условиях нулевого бюджета, переговоры сильно облегчат ссылки на вышедшие статьи. Согласитесь, что рассказывать подписчикам о продукте/услуге, о которой уже писали, не так страшно.
6. Не стесняйтесь Предлагайте себя в качестве спикеров на профильные мероприятия. Чтобы повысить шансы, сформулируйте несколько тем, с которыми можете выступить и присылайте вместе с фото на почту организаторов. Если у вас есть готовый продукт или хотя бы прототип, имеет смысл арендовать стенд и продемонстрировать посетителям. В чем плюс участия со стендом? Вы стоите на одном месте, а поток людей движется. Велик шанс, что потенциальные партнеры сами найдут вас и оставят визитку. Нетворк порой неожиданный и приятный: так мы подружились с создательницей YouTube-канала Луномосик на KIDS RUSSIA и сняли видео, которое набрало рекордное для канала количество просмотров — несколько миллионов.
7. Дружите со старшими Создавайте кобрендовые продукты с крупными партнерами. В этом случае вы можете рассчитывать на рекламную и PR-поддержку с их стороны: совместные публикации, рассылки по базам, акции и посты у блогеров. Мы выпустили черничный Кинокубик с онлайн-кинотеатром ivi и «МУЛЬТиКУБИК» вместе с телеканалом «МУЛЬТ» и регулярно проводим совместные активности.
8. Сравнивайте PR с рекламой Каждая публикация — это касание с потенциальным покупателем. Возможно, именно она будет решающим фактором при принятии решения о покупке. Особенно, если у вас премиальный продукт и требуется много касаний для затягивания в воронку. Определить эффективность PR можно с помощью метода Ad Value: подсчитайте, сколько компания заплатила бы за публикации в каждом издании, если бы размещала их по рекламному прайсу. Помните, что маркетинг генерит любовь к бренду за деньги, а PR — это бесплатная любовь.
9. Оценивайте PR в цифрах Similarweb . Обратите внимание на графу Total Visits — столько людей посещает сайт в месяц. Отталкивайтесь от этой цифры, чтобы посчитать охват материала, который вышел. Если это публикация в офлайн-издании, посмотрите тираж в медиаките. И умножьте на 3, так как журналы обычно читают разные люди трижды. Просите ставить ссылки на сайт в публикациях о бренде. Это выглядит не нативно и в 99% случаев СМИ ставят utm-ссылки только за деньги, так как их наличие в тексте подразумевает коммерческий формат размещения. Но мы сейчас говорим о PR стартапа, который вынужден все оценивать и показывать эффективность размещения в цифрах. Я стараюсь объяснить ситуацию авторам и иногда, в некоторых форматах (обзоры кубика или подборка подарков) они не отказывают. Помните, что ссылка даже без метки в материале повышает доверие к вашей странице у поисковых систем. Сайт становится заметнее для Гугла, а от этого напрямую зависят продажи. Если никаких других активностей в этот день не было, то отслеживайте волну переходов на сайт через Google Analytics и Яндекс-Метрику. Попросите call-центр спрашивать, откуда покупатель узнал о бренде.