редакции Выбор
Как найти точки роста в финансовой отчетности?
Для того чтобы сделать верное умозаключение, человек должен иметь перед глазами целостную картину. Б.Барух, американский финансист, миллиардер.
Финансовый менеджмент — это, пожалуй, последнее о чем задумывается большинство российских предпринимателей. И этому есть разумные объяснения: высокая конкуренция требует больших усилий в продажах, маркетинге, а на производстве нужен постоянный контроль за сотрудниками. Вот и остаются финансы в виде бухгалтера, которому надо то НДС считать, то первичной заниматься и до отчетов для собственника руки не доходят. А это согласитесь, нездоровая ситуация.
Бухучета мало
Прежде чем говорить про управленческий учет, давайте сразу договоримся разделять «бухучет» и «управленку». Бухгалтерский учет нужен в первую очередь государству, для расчёта налогов. Он строго регламентирован, имеет установленные формы, порядок сдачи и сроки заполнения. Он говорит про прошлое и только констатирует факт, куда мы пришли.
Управленческая отчетность — это совсем другая история, ее ведут не по принуждению, а по необходимости. Формы отчетов вы выбираете сами и заполняете их только теми показателями, которые хотите контролировать. Так зачем вести «управленку» если есть бухучёт?
Все просто, во-первых в управленческой отчетности, кроме цифр «факта» есть плановые показатели, а во-вторых — это лучший инструмент для аналитики и принятия решений за счет наличия показателей эффективности вашего бизнеса KPI. Ведь как можно увеличить бюджет на рекламу если вы не знаете стоимость лида и платящего клиента? Можете ли в этом месяце взять больше денег себе на зарплату? Стоит ли брать кредит на покупку нового оборудования?
По нашим исследованиям, 7 из 10 предпринимателей имеют хотя бы одну форму управленческой отчетности: для контроля движения денег или учета прибыли в разрезе продуктов.
Какие формы отчетности должны быть в каждом бизнесе вне зависимости от сферы и оборотов?
- Платежный календарь (он же Отчет о движении денег, он же Cashflow). Он показывает финансовые потоки и позволяет контролировать расходы.
- Отчет о Прибылях и Убытках (он же Бюджет Доходов и Расходов или PnL). Несложно догадаться, что в этом отчете, помимо классических показателей выручки, себестоимости и чистой прибыли, мы еще видим показатели не влияющие на суммы в кассе или расчетном счету: амортизация, курсовые разницы и т.д.
- Управленческий баланс. Баланс отвечает на вопрос: сколько ваших денег заморожено в бизнесе, то есть показывает сумму вашего капитала за вычетом обязательств.
Как показывает практика, даже при наличии финансового директора или главного бухгалтера, предприниматель все равно должен участвовать в формировании отчетности и без системного представления о финансах вести бизнес не получится. В принципе, Вы можете строить свой бизнес и без управленческой отчетности, как и можете жить без походов к стоматологу, просто когда в бизнесе что-то сильно «заболит», то последствия могут быть хуже вырванного зуба.
Бюджетирование — это не только для избранных
С планированием дела в российском бизнесе обстоят хуже, чем с учетом. По статистике, не больше 20% компаний из малого бизнеса планируют свою деятельность. Многие по-прежнему считают, что это удел корпораций и государственных учреждений. Но это совсем не так, чтобы бизнес развивался нужен четкий план.
Польза бюджетирования заключается не только в сухом расчете плановых показателей выручки, себестоимости и прибыли на следующий год. Одно из ключевых отличий бухгалтерской отчетности от управленческой — наличие показателей эффективности KPI: точки безубыточности, доля прибыли на одного сотрудника, показатели воронки продаж и юнит-экономики. Все эти показатели делают бизнес прогнозируемым, а решения конструктивными.