редакции
Как выстроить стратегию продвижения с учетом пути клиента

Не бывает продаж в одно касание. Вам нужно касаться клиента несколько раз — и только тогда в нем оформится желание совершить покупку. Специалисты называют такой процесс подогревом аудитории.
В этой статье мы расскажем, зачем нужно греть аудиторию, и научим, как разработать стратегию продвижения с учетом пути клиента.
В качестве примера мы рассмотрим продвижение услуг фитнес-центра.
Зачем нужно греть аудиторию
Маркетологи утверждают, что греть аудиторию необходимо. Но если вы предприниматель, вы неизбежно задаетесь вопросом, в чем выгода подогрева. Ведь клиент может почитать ваши полезные статьи, посмотреть видеоролики и ничего не купить. Так ли необходимо двигать покупателя по воронке? Может быть, достаточно дать рекламу по запросам «фитнес-центр» — и вы сразу же получите всю самую горячую аудиторию?
Увы, не все так просто, потому что на ту же самую аудиторию претендуют ваши конкуренты. Узнайте, какова конкуренция в Яндекс.Директ по запросу «абонемент фитнес-центр купить» — и вы убедитесь, что она высока и к ней применяется аукционная система ценообразования. Вы готовы платить за клик 15 рублей, а конкурент предлагает 30 — вы оказываетесь в тупике.
Как посчитать выгоду подогрева?
- Посчитайте бюджет, который вам необходим для того, чтобы присутствовать по самым горячим запросам и покупать трафик. Посмотрите, на какой срок вам хватит этого бюджета. И сравните эти затраты с затратами на другие способы привлечения аудитории: ведение блога, публикаций на Яндекс.Дзене и т. п.
- Судите о выгоде по брендовым запросам. Брендовые запросы возникают в результате прогрева аудитории и обходятся практически бесплатно. Но если их покупать, это обойдется гораздо дороже. Если у вас малый бизнес, вы не можете, как крупный, завесить весь город баннерами. Ваш путь — это объяснять покупателю, почему вы лучшие и почему ваша услуга нужна, приводить кейсы в качестве доказательств. Тогда выбор клиентом вашей компании будет более осознанным и доверие будет выше.
- Посчитайте конверсии.
Медийная и имиджевая реклама — это очень дорого и доступно не каждому. Контент и маркетинг — гораздо доступнее, и здесь вам пригодятся знания о том, что такое прогревание аудитории и как учитывать в своей стратегии продвижения путь клиента.
Что такое путь клиента
Допустим, вы провели подготовительную работу и составили портрет своей клиентки: ей 32, она мама маленького ребенка и располнела после родов. Назовем ее Натальей.
Изначально Наталья находится на стадии латентной потребности: у нее есть лишний вес, но пока эта проблема ее не особо волнует.
Если вы как маркетологи расскажете ей о том, что худеть важно и нужно, Наталья перейдет на стадию осознания потребности и примет решение: «С понедельника — худею!»
Затем она перейдет на стадию выбора и станет искать способы похудения: диеты, препараты, фитнес... Допустим, вы уже установили, что вашим приоритетным продуктом будет комплекс услуг. Теперь ваша задача — рассказать Наталье о том, что ей нужен именно комплекс.
На этапе от выбора до покупки вы будете бороться с прямыми конкурентами.
Но и на этом ваша работа не заканчивается. Вам нужно, чтобы Наталья вернулась и совершила повторную покупку.
А в идеале вы хотите, чтобы она стала лояльна бренду.
И голубая мечта любого маркетолога — это клиент, который становится адвокатом бренда.
Латентная потребность ⇨ Осознание потребности ⇨ Выбор ⇨ Покупка ⇨ Повторная покупка ⇨ Лояльность ⇨ Адвокат бренда
Рассмотрим, какие действия требуются от вас на каждом из этапов.
От латентной потребности к осознанию потребности
Что вы знаете об аудитории?
- Женщина, 30+.
- Недавно родила.
- В каких сообществах состоит, какие посещает сайты.
Какой таргетинг использовать?
- Социально-демографический таргетинг (показ рекламы пользователям женского пола определенного возраста).
- Таргетинг на сообщества (реклама в сообществах молодых мам, связанных с продажами детских вещей, воспитанием и развитием детей).
- Размещение на «мамских» площадках.
- Размещение на Яндекс.Дзене (он сам с помощью алгоритмов покажет ваш контент нужной аудитории).
Что важно в коммуникации?
Что нужно сообщить женщине, у которой еще нет осознанного желания похудеть? Но так, чтобы она решила этим заняться?
- Рассказать историю по схеме: «Ольга после рождения третьего ребенка набрала вес. Ей хватило двух месяцев, чтобы сбросить лишние килограммы с помощью...». Добавить фотографии «до» и «после».
- Усилить потребность. Для этого используйте кнут и пряник. Кнут — это, например, видеоролик, в котором врач доказывает вред избыточного веса. Пряник — материал про Веру Брежневу, которая через месяц после родов дефилирует в прекрасной форме (клиенту хочется так же).
- Вызвать ассоциацию потребности с брендом.
- В контенте отвечать на вопросы «Что?» и «Почему?» («Почему жир в районе талии наиболее вреден»).
Какого целевого действия ждать?
- Просмотра баннера.
- Перехода по баннеру (но кликают, как правило, лишь 0,05 %).
- Прочтения статьи, просмотра видео, инфографики.
- Лайков.
- Запоминания бренда в связке с потребностью.
На какую посадочную страницу приземлять?
- На страницу с полезным контентом, пока еще не на страницу с оффером. Ни в коем случае нельзя приземлять на страницу с призывами «Купи со скидкой» — клиент еще не осознаёт, что хочет похудеть.
- В тематическое сообщество соцсетей типа «Мамы, худеем вместе».
Какие инструменты подойдут?
1. Медийная реклама.
2. Нативная реклама. 3. Продвижение поста в соцсетях. Довольно нативный формат, не похожий на рекламу. Пользователю кажется, что это кто-то чем-то делится на своей странице и это попадает в ленту. 4. Размещение статьи на сайте, где есть целевая аудитория. 5. Статьи на Яндекс.Дзене. Какие KPI? KPI — это ключевые показатели эффективности. Но на этом этапе не ждите никаких переходов по ссылкам, а тем более продаж. И пока продаж нет, вам нужно как-то понимать, всё ли у вас получается как надо. Вот показатели, на которые вы можете ориентироваться. Что вы знаете об аудитории? Как только у человека появилась проблема, он начинает искать информацию в интернете. Он вводит информационные запросы: «Как похудеть», «Как похудеть на 10 кг за 3 месяца». И это вы уже можете использовать в таргетинге. К предыдущему списку добавляется еще один пункт. Какой таргетинг использовать? Что важно в коммуникации? Какого целевого действия ждать? На какую посадочную страницу приземлять? Какие инструменты подойдут? Контекстная реклама РСЯ Видеореклама на Яндексе Медийно-контекстный баннер Реклама в сообществах Какие KPI? Только на этом этапе вы наконец начинаете продавать напрямую. Теперь ваши задачи — собрать самый горячий спрос и «догнать» аудитории, которые вы накопили ранее. Какой таргетинг использовать? Что важно в коммуникации? Как узнать, не сливаете ли вы бюджет? Проверьте, все ли пункты из этого списка у вас есть. Если не хватает хотя бы одного — вы сливаете бюджет. Какого целевого действия ждать? На какую посадочную страницу приземлять? На страницу с оффером. На посадочной странице клиент должен за 1–2 секунды найти ответы на все свои основные вопросы. Какие инструменты подойдут? 1. Контекстная реклама на Поиске. Медийно-контекстный баннер на Поиске 2. Ретаргетинг (ремаркетинг). Посетители вашего сайта были в блоге, ушли и не купили. Вы должны догнать их и предложить свои товары и услуги. Ретаргетинг на РСЯ Ретаргетинг на РСЯ Ретаргетинг с акцентом на офферах 3. Таргетированная реклама. 4. Сегмент похожих (Яндекс.Аудитории). 5. Геополигон (Яндекс.Аудитории). Вы ставите точку на карте и можете показывать рекламу всем жителям соседних домов и тем, кто работает в офисах. 6. Справочники. Какие KPI? Что вы знаете об аудитории? Какой таргетинг использовать? Что важно в коммуникации? Какого целевого действия ждать? На какую посадочную страницу вести? Какие инструменты подойдут? 2. Таргетированная реклама с таргетингом по личным данным. Графические объявления и текстово-графические объявления Графические объявления и текстово-графические объявления Графические объявления и текстово-графические объявления Какие KPI? На этом этапе вы должны сделать так, чтобы Наталья захотела позвать своих подруг. Как ловить аудиторию? Что важно в коммуникации? Какого целевого действия ждать? Где происходит коммуникация? Какие инструменты подойдут? Какие KPI? Что вы знаете об аудитории? Адвокатов бренда нужно знать в лицо! Что важно в коммуникации? Какого целевого действия ждать? Где коммуницировать? Какие инструменты подойдут? Какие KPI? Этапы клиентского пути не могут быть универсальными. У кого-то может не быть латентной потребности. Кому-то не нужна повторная покупка. У кого-то может добавиться дополнительный этап внедрения. Вам нужно понять, из каких этапов состоит клиентский путь именно в вашем случае. И ответить на основные пять вопросов, которыми мы постоянно задавались в этой статье. Заполните эту таблицу — и у вас на руках окажется готовая стратегия продвижения в интернете. Кроме того, вы всегда можете доверить разработку стратегии и составление медиаплана специалистам «R-брокер». Закажите аудит — и вы узнаете, насколько точно настроена ваша реклама. Мы найдем точки роста вашей компании, сохраним бюджет, а количество продаж увеличим.



От осознания потребности к выбору





От выбора к покупке







От покупки к повторной покупке




От повторной покупки к лояльности
От лояльности к адвокату бренда
Digital-стратегия
