Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
1 398 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как найти «своего» разработчика: пошаговая инструкция от поиска до договора

Трудно найти, легко потерять и невозможно забыть... и другие мифы о веб-разработчиках
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Меня зовут Юлия Алексеева. Я собственник и генеральный директор X5studio и постоянно нахожусь «на передовой» — не было ни дня, когда не общалась бы с потенциальными и текущими клиентами.

Пару недель назад я услышала от заказчика: «Разработка — это такая зона риска! Прежде чем вышел на вас, потратил уйму времени на поиск и разговоры с теми, кто вообще не по нашей теме». Оказалось, что человек не подготовился к поиску, а просто открыл Google и стал обзванивать всех подряд. Поэтому и не удивляюсь, что он «шёл» к нам больше месяца. Не удивляюсь и тому, что в процессе долгих и безуспешных поисков у него сложилось мнение о ненадёжности всей сферы разработки. Я долго крутила в голове фразу о зоне риска и в какой-то момент решила написать эту статью. Мне захотелось создать что-то вроде руководства к действию, чтобы заказчики быстрее находили «своих» разработчиков. А ещё захотелось развенчать мифы о постоянно срывающихся сроках по вине разработчиков и обязательном удвоении стоимости работ на выходе. Надеюсь, получилось и интересно, и полезно!

Подготовка к поиску

Если вы подготовитесь к поиску, то на следующем этапе быстрее отберёте тех, кто поможет сделать желаемый сайт.

С чего начать? Определитесь с целью. Без разницы, решили вы создать новый сайт или доработать существующий, должна быть понятная конечная цель. И не забудьте сообщить её разработчику, когда найдёте «того самого». Зная цель, он сможет предложить варианты её достижения.

Варианты целей:

  1. Привлечь новых клиентов,
  2. Расширить географию продаж,
  3. Начать продавать онлайн,
  4. Создать удобный инструмент продаж,
  5. Заявить о себе и раскрутить собственный бренд,
  6. Показать свою надёжность,
  7. Получить обратную связь от клиентов,
  8. Дополните сами.

Определитесь с бюджетом. Стоимость разработки зависит от вида сайта и того, каким образом он будет реализован. Например у нас, лендинг на конструкторе будет стоит порядка 25–30 тысяч рублей, интернет-магазин на шаблоне — 150–200 тысяч, а сайт с индивидуальными дизайном и функционалом — от 800 тысяч. Не забывайте, что после создания ресурса расходы не закончатся — придётся вкладываться в продвижение, поддержку и дальнейшее развитие.

Подумайте о функциональности и составьте список того, что хотите видеть на сайте. Впишите туда тот минимум, о котором есть представление. Лайфхак: изучите сайты конкурентов. Возможно, там найдёте что хотели, но не знали, как сформулировать для разработчика.

Представьте внешний вид. Походите по чужим сайтам: сохраните ссылки или снимите скриншоты и обязательно отметьте, что конкретно понравилось. Не забудьте и про вид мобильной версии. Именно через смартфоны совершается сегодня львиная доля покупок в интернете.

Изучите информацию о платформах и наметьте, как хотели бы вы реализовать свой сайт. Я неслучайно написала «наметьте», потому что с платформой связано множество нюансов по публикации контента, поддержке и взаимодействию с базой данных. Окончательное решение лучше принимать, обсудив всё с разработчиком. У вас есть варианты: аренда сайта в облачных ресурсах, шаблонное решение или индивидуальный сайт. Сайт на готовых решениях и «коробочной» CMS будет дешевле, да и реализуется он быстрее, зато разработанный персонально под вас сайт — это индивидуальный дизайн и функционал — как говорится, любой каприз за ваши деньги.

Поиск и выбор

Где искать разработчика?

  1. Первая мысль, которая приходит в голову — через поисковик. Отличный план! Не останавливайтесь на топ-20 выдачи, а загляните на 2 и даже 3 страницу — возможно, именно там находится разработчик вашей мечты.
  2. Опросите знакомых — вы сможете получить не только рекомендации, но и честные отзывы, а может, узнаете, с кем уж точно сотрудничать не следует.
  3. Посмотрите, кто сделал сайты, которые вам понравились визуально и по функциональности (не забывайте и о сайтах конкурентов). Информация о «производителе» располагается чаще всего в подвале сайта.

Как выбрать?

Разработчиков на рынке превеликое множество. Цены разнятся, хотя предлагаемые услуги схожи. Если верить рекламе, все классные и делают самые лучшие в мире сайты. Поэтому каждого потенциального разработчика необходимо рассмотреть под лупой: изучить сайт, отзывы и портфолио, проверить рейтинги.

  1. Проверьте указанные на сайте контакты — действительно ли офис компании находится там, где заявляется. Изучите услуги и информацию о сотрудниках. Посмотрите соцсети — они, вообще, ведутся?
  2. Внимательно прочитайте отзывы на сайте, а также обратите внимание на их вид. Согласитесь, аудио и видео, а также письма с подписью и печатью вызывают большее доверие, чем просто текст, оформленный в цитату. Поищите отзывы на сторонних ресурсах.
  3. Посмотрите портфолио. Ответьте себе честно: есть ли там то, что вам нравится? Сравните сайты, лежащие в портфолио, с их реальными версиями, а заодно и проверьте копирайт разработчика.
  4. Поищите компанию в рейтинговых списках. Наиболее популярные: Рейтинг Рунета, Ruward и Tagline. Там можно сделать сортировку по разным параметрам: например, по вашей отрасли или по городу, если вам не симпатизирует удалённое сотрудничество.

Итак, вы нашли множество подтверждений надёжности компании-разработчика.Теперь подумайте, подходит ли она лично вам. Сможет ли реализовать сайт на вашу тематику? По карману ли вам её услуги? Поможет ли достигнуть поставленных целей?

Для этого...

  • изучите портфолио на предмет работ для отрасли, схожей с вашей,
  • посмотрите, какие решения предлагаются и за какую стоимость,
  • выясните, оказывается ли поддержка после завершения работ, даются ли гарантии, а также предоставляются ли нужные вам доп. услуги (например, интернет-маркетинг или интеграция с 1с).

Например, наша студия уже десять лет специализируется на Битриксе и особых успехов достигла в создании интернет-магазинов в среднем ценовом сегменте, и мы об этом прямо заявляем на своём сайте и выкладываем подтверждающие отзывы и кейсы в портфолио. Так клиенты, которым нужно подобное, быстрее приходят к нам.


Пример отображения на сайте разработчика его специализации

Итак, теперь у вас есть список из нескольких компаний, которые более или менее устраивают. Выберите из них пять — лучших из лучших. Пора звонить!

Созвонитесь со всеми и обсудите общие условия — вы же готовились к поиску!;) Задавайте вопросы, чтобы понять компетентность разработчика. Сделайте выводы и выберите «своего».

Преддоговорная работа

Итак, с компанией-разработчиком определились. Теперь вам нужно обсудить цели, внешний вид, функциональность и все-все-всё, что войдёт в ТЗ (техническое задание) — концепцию будущего проекта. Его вы подпишете вместе с договором. Идеально, если с двух сторон переговоры будут вести не только «специально обученные люди» — проект-менеджеры, но и главный заказчик проекта, то есть Вы. Опытные проект-менеджеры являются консолидаторами информации. Это упрощает и ускоряет сроки подписания договора и исполнение проекта, а вы сможете ещё на старте высказать все пожелания и требования к будущему сайту

Соберите всё, что сделали на предыдущих этапах в один документ — прототип ТЗ и отправьте разработчикам. Они, в свою очередь, внесут правки и доработки. На этом этапе могут возникнуть споры на тему «как лучше» — попытайтесь довериться разработчикам. Ведь их цель не просто сделать проект и получить деньги — они действительно хотят помочь. Получение информации, что созданный тобой сайт принёс прибыль, — это бальзам на их душу. Кроме того, один довольный клиент приведёт несколько новых. Делать хорошие сайты — выгодно!

Как только все характеристики будут согласованы, вы получите смету со стоимостью отдельных работ и сможете прикинуть, сколько в целом будет стоить будущий сайт. Самое важное на этапе преддоговорной работы: общаться, общаться и ещё раз общаться! Не устраивает стоимость — обсудите, за счёт чего её можно снизить. Есть непонимание по функционалу — спросите. У разработчиков нет цели что-то скрывать от вас.

Подписание ТЗ и договора

Подписание ТЗ и договора — это защита для обеих сторон. Это гарант того, что разработчик будет исполнять всё согласно срокам и в рамках ТЗ, а вы (заказчик) будете вовремя и в полном объёме предоставлять материалы и давать обратную связь. Кроме того, ТЗ и договор избавляют от соблазна постоянно вносить мелкие правки по ходу разработки. Ведь каждое отхождение от согласованного ТЗ будет стоить дополнительных расходов и времени, которое можно потратить на важные задачи по проекту.

Откуда же тогда берутся мифы об обязательном затягивании сроков и увеличении стоимости?

Глупо отрицать, что есть недобросовестные разработчики, которые нарушают всё и вся. Поэтому я и составила пошаговую инструкцию, как вам найти того, кто не обманет. По большей части, трудности на этапе разработки возникают по причинам, которые не зависят от программистов. Например, долго даётся обратная связь от заказчика, при этом сроки исполнения проекта растягиваются. Также могут вылезти нюансы, которые не были предусмотрены во время составления ТЗ. Преодоление точечных, но триггерных проблем увеличивает не только сроки, но и чаще всего стоимость разработки.

Создание сайта — это работа с двух сторон, поэтому хочу дать несколько советов, как вы можете повлиять на быстрое и качественное исполнение проекта:

  1. Как максимум — предоставляйте запрашиваемые материалы как можно быстрее. Как минимум — в сроки, указанные в договоре.
  2. Когда разработчик предоставляет промежуточный результат, давайте обратную связь в полном объёме и в короткие сроки. Не нравится что-то — скажите сразу, а не во время подписания акта выполненных работ.
  3. Если вылезают те самые нюансы, обсуждайте их с разработчиком для понимания, почему так получилось, какие будут последствия и чем вы конкретно можете помочь.

Разработчикам же дам такой совет: просто хорошо делайте свою работу.

Вместо заключения

Надеюсь, мои советы помогут свести риски во время поиска разработчика вашего сайта к минимуму. Статья получилась на «многобукаф»... Осилили?

А если есть что добавить, или хотите поделиться своим опытом, оставляйте комментарии. Обсудим!

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.